PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языка


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Методическая тема«Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языкакак
Описание слайда:

Методическая тема«Картина и искусствоведческий текст на уроках русского языкакак средство формирования культуроведческой компетенции и подготовки учащихся к самостоятельному речевому высказыванию» Автор: Кропухинская Галина Борисовна,учитель русского языка и литературыМОУ Емельяновской ООШ

№ слайда 2 Любовь к русскому языку, природе родного края, искусству значительно повлияла на
Описание слайда:

Любовь к русскому языку, природе родного края, искусству значительно повлияла на выбор основной темы моей практической деятельности

№ слайда 3 Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский
Описание слайда:

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский

№ слайда 4 Содержание Ключевые понятия Цели, задачи, проблемы, новизна опыта Тексты Картины
Описание слайда:

Содержание Ключевые понятия Цели, задачи, проблемы, новизна опыта Тексты Картины, упражнения Структура урока Пример планирования работы (6 класс) Урок Результаты Литература Рубрика «А знаете ли Вы?»

№ слайда 5 Ключевые понятия Компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, которые фо
Описание слайда:

Ключевые понятия Компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счёте, служат развитию личности школьника. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

№ слайда 6 Проблема – как всякому общению, общению с искусством надо специально учить.Цель
Описание слайда:

Проблема – как всякому общению, общению с искусством надо специально учить.Цель – формирование культуроведческой компетенции на основе использования живописи и искусствоведческих текстов на уроках русского языка; коммуникативных умений учащихся. Новизна опыта состоит в разработке системы уроков развития речи с использованием живописи и искусствоведческих текстов для подготовки самостоятельных высказываний учащихся разных жанров. Многими учителями используется часто единственный вид упражнения – сочинение. Мы же широко используем в работе разные речевые упражнения, особенно творческие диктанты.

№ слайда 7 Данный опыт сложился в результате работы в 5 – 9 классах сельской образовательно
Описание слайда:

Данный опыт сложился в результате работы в 5 – 9 классах сельской образовательной школы в процессе решения следующих проблем: формирование культуроведческой компетенции учащихся согласно требованиям государственного стандарта; недостаточность методических разработок по системе уроков развития речи; низкий уровень речевой культуры и затруднения учащихся в речевом оформлении устных и письменных ответов.

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Тексты: отрывки из художественных произведений; лирические отступления; зарисовк
Описание слайда:

Тексты: отрывки из художественных произведений; лирические отступления; зарисовки; стихотворения; искусствоведческий текст.«Под искусствоведческим текстом понимается текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника, оцениваются достоинства или критикуются недостатки того или иного произведения [13,42]».

№ слайда 10 Использование картиныПри обучении видам речевой деятельности картина выступает в
Описание слайда:

Использование картиныПри обучении видам речевой деятельности картина выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи. Речевые упражненияНаиболее распространёнными упражнениями при обучении письменной речи с использованием картины являются следующие:диктанты (свободные, творческие);изложения;сочинения.

№ слайда 11 Структура урока Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:1. подготовк
Описание слайда:

Структура урока Уроки по картине имеют свою специфическую структуру:1. подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя);2. рассматривание картины;3. анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);4. словарно-стилистическая и орфографическая работа;5. чтение искусствоведческого текста;6. анализ искусствоведческого текста;7. составление схемы или плана речевого произведения (высказывания по картине);8. устная или письменная работа ;9. анализ работ учащихся.

№ слайда 12 Пример планирования
Описание слайда:

Пример планирования

№ слайда 13 Тема урока. Творческий диктант на вставку слов по картине Константина Фёдоровича
Описание слайда:

Тема урока. Творческий диктант на вставку слов по картине Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». – 2 часа.Эпиграф. «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года». (А. С. Пушкин)Цели урока: 1) обучающая – научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы вводимыми в текст словами и словосочетаниями; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах; 2) воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, литературе, живописи, музыке; 3) развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употребление в устной и письменной речи, развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

№ слайда 14 Тип урока. Урок развития речи.Форма. Практикум.Методы и приёмы. 1) Эвристический
Описание слайда:

Тип урока. Урок развития речи.Форма. Практикум.Методы и приёмы. 1) Эвристический 2) Беседа 3) Творческая работа.Теория русского языка. 1) Описание 2) Контраст 3) Имя прилагательное 4) Пейзаж.Оборудование. 1) Репродукция с картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» 2) Альбом «Времена года» - репродукции с картин Юона, Грабаря, Кустодиева, Саврасова, Левитана 3) Выставка книг (пословицы, поговорки, загадки, стихи) на тему «Весна» 4) Проигрыватель, грампластинка с пьесой «Утро» Э. Грига 5) Плакат со стихотворением Н. Брауна (Приложение 3) 6) Листы с вопросами для учащихся (Приложение 1) Домашнее задание к этому уроку: повторить пункт 101 (Имя прилагательное как часть речи); тип речи – описание; подобрать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения о весне.

№ слайда 15 План урока.
Описание слайда:

План урока.

№ слайда 16 Домашнее задание. Сочинение по картине. Устно или письменно – по выбору.Результа
Описание слайда:

Домашнее задание. Сочинение по картине. Устно или письменно – по выбору.Результаты.Содержание Грамотность «5» - 5 «5» - 3 «4» - 6 «4» - 6 «3» - 2 Справились с работой – 100%, качественная успеваемость: 100% 82%Литература.Балашова Т. Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. – Русский язык в школе, 1996, № 2, с. 17 – 21.Обучение русскому языку в 5 классе. Метод. ук. к учебнику. Составитель – Ладыженская Т. А. М.: Просвещение, 2001.Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. М.: Просвещение, 1982.

№ слайда 17 Результаты: - расширяется кругозор учеников через знакомство с художниками и их
Описание слайда:

Результаты: - расширяется кругозор учеников через знакомство с художниками и их произведениями;- развивается интерес к живописи как части культуры своего народа;- повышается культура речи учащихся;- обогащается словарный запас;- приобретаются навыки отбора материала для детских творческих работ;- совершенствуются коммуникативные навыки;- повышается общая грамотность учащихся;- полученные дополнительные знания используются на других уроках.

№ слайда 18 Успеваемость
Описание слайда:

Успеваемость

№ слайда 19 Активность Областной конкурс литературных творческих работ «Улыбки мамы добрый с
Описание слайда:

Активность Областной конкурс литературных творческих работ «Улыбки мамы добрый свет» - Карачёва Дарья, Чупина Ирина (8 класс) Районный фестиваль поэзии и песни «Родина моя» - Карачёва Дарья, Зрелова Ольга (8 класс)- Публикации в районной газете «Заря севера» - Карачёва Дарья.

№ слайда 20 ЛитератураВыготский Л. С. Мышление и речь. Избр. психолог. исследов. М., 1987. с
Описание слайда:

ЛитератураВыготский Л. С. Мышление и речь. Избр. психолог. исследов. М., 1987. с. 38.Государственный стандарт по русскому языку.Городилова Г. Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. с. 23.Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 1996.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. С. 243.Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. / Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Сластенин В. А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001. Срезневский И. И. Русское слово. М., 1986. С. 122. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / Пер. с укр. Н. Дангуловой. М., 1979. с. 307.Федоренко Л. П. Опыт и теория обучения русскому языку. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, Наука. С. 42. Ходякова Л. А. Пейзажная живопись на уроках развития речи // Рус. язык в школе. 1993, №2.Энциклопедический словарь живописи / под ред. Т. В. Калашниковой. – М., 2002.

№ слайда 21 А ЗНАЕТЕЛИ ВЫ?
Описание слайда:

А ЗНАЕТЕЛИ ВЫ?

№ слайда 22 Айвазовский.Девятый вал1850 Юный Айвазовский любил играть на скрипке, петь и рис
Описание слайда:

Айвазовский.Девятый вал1850 Юный Айвазовский любил играть на скрипке, петь и рисовать самоварным углем на стенах домов, а еще он испытывал просто необыкновенную страсть к морю с рождения и до конца своих дней.

№ слайда 23 Серов.Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой)1887Государственная Третьяковс
Описание слайда:

Серов.Девочка с персиками (Портрет В.С.Мамонтовой)1887Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия В 10 лет он уже учился рисованию и живописи у великого русского художника И.Е. Репина. Эта работа – начало славы Серова: «В нынешнем веке пишут всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – в этом он был новатором.

№ слайда 24 Саврасов.Грачи прилетели1871Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Росси
Описание слайда:

Саврасов.Грачи прилетели1871Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия В детстве Саврасов зарабатывал тем, что писал небольшие пейзажи на продажу. Долго художник ждал подходящего момента, взрыва, который даст жизнь его дремлющему вдохновению. Грачи прилетели – момент настал, родился шедевр, ставший своеобразным символом России.

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru