Тема: Развитие творческой активности учащихся начальной школы
Список используемой литератуы
Что же такое творчество? Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.
Креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Существуют определённые критерии творческой активности учащихся Психологические задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Личностный статус. Мотивация достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремлённость. Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).
«Творческая активность составляет предпосылку и условие саморазвития учащегося, открытия им самого себя. В основе развития творческой активности лежит познавательная потребность, последовательно усложняющаяся и качественно меняющаяся с возрастом. Развитие познавательной потребности происходит в результате целенаправленных усилий самого ребёнка, в силу чего процесс обучения и воспитания способностей превращается в процесс саморазвития и самовоспитания.
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, Климент Аркадьевич Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым.
Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: развитие общественного человека, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности. самореализация личности, опредмечивание её творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.
Ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата
Проблема развития творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность". В философском понимании феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.
От способностей к творчеству. Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.
Имеется несколько препятствий, стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах. Первое препятствие Второе препятствие Третье препятствие - это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта. заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области. на пути творчества заключается в непонимании его сущности и приводит к задержке развития творческого мышления учащихся.
На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности: Уровни углубления познания Уровни развития творческой активности 1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных. 1. Ситуативно неустойчивая активность. 2. Выводы и обобщение. 2. Воспроизводящая активность. 3. Широкий перенос знаний и способ действий. 3. Потенциально-творческая активность. 4. Уровень развития творческой активности. 4. Творчески преобразующая активность.
Как же осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях школы? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способностей и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает ещё один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?
Формы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся : классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания); консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества; дискуссия; игры.
методы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный;
Наиболее эффективными, формами организации совместной деятельности педагогов и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются: • научно-практические конференции; • консультации; • практикумы; • лектории; • спецкурсы. Постепенно в процессе написания творческих работ и участия в конференциях происходит формирование разносторонних связей между учащимися.
МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Возможность для развития познавательных потребностей ребёнка возможно осуществлять в рамках индивидуальной работы и дополнительного образования, которое строится на основе таких принципов : создание условий для духовного и личностного роста учащихся; всемерное поощрение всех форм исследовательской активности учащихся; применение междисциплинарного подхода к изучению содержания; интеграция тем и проблем при изучении содержания; высокий уровень насыщенности содержания обучения; открытый характер проблем и вопросов для изучения; активные, проблемно-диалогические методы обучения; направленность на развитие творческой личности и мышления ребенка; совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися; высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей. Составной частью творческих способностей является Теоретическое мышление и познавательная активность. Вся работа учителя в указанных направлениях создает базу для: • развития творческих способностей учащихся, • развитию их интереса к учению, • к выделению группы наиболее перспективных детей.
Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося: 1.С высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками; 2. С развитым социальным интеллектом; 3. С познавательной Я – концепцией; 4. С формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения; 5. Обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора; 6. Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью; 7. Умеющего рисковать; 8. Способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; 9. С богатым воображением; 10. С развитой интуицией; 11. Воспринимающего неоднозначность вещей; 12. С высокими эстетическими ценностями.
В связи с этим, предполагается модель учителя, развивающего творческую активность учащихся. 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. Имеет высокий уровень интеллекта. 4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби. 5. Широкий круг интересов и умений. 6. Имеет живой и активный характер. 7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму. 8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. 9. Имеет творческое мировоззрение. 10. Обладает жизнестойкостью. 11. Имеет позитивную Я – концепцию. 12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью. 13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей. 14. Эмоциональная стабильность. 15. Коммуникабельность. 16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
В результате взаимодействия учителя и ученика усиливается обмен информацией об используемых приемах интеллектуальной деятельности и творческого поиска. Межличностные отношения, в которые вступают педагоги и учащиеся, с достаточным основанием можно охарактеризовать как социокультурное взаимодействие, благодаря которому происходит социализация личности. Последнее рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования. Следовательно, даже в сложившейся социокультурной ситуации, со свойственным ей кризисом ценностной системы, современная школа может найти эффективные формы работы с подрастающим поколением, повышая его конкурентоспособность.
Развитие творческих способностей возможно только при: ■ реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании; ■ интеграции содержания и подходов; ■ использование новых технологий развивающего обучения; ■ специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении; ■ создании постоянных и проблемных творческих групп для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Разработка плана работы для развития творческих способностей учащихся начальной школы Выбор тематики для научно – исследовательских работ Проведение школьного тура предметных олимпиад Проведение предметных недель Интеллектуальный бомонд Школьная конференция Выставка детского творчества
Этапы и ступени развития учащихся 2 А класса I Диагностическая работа. Выявление одаренных детей на ранних этапах. (тестовая психодиагностика). II Коррекционная работа. (Подбор творческих заданий с учётом индивидуального развития ребёнка) III Организация системы научно - исследовательской деятельности учащихся (Выбор темы, подбор и систематизация материала, оформление продукта проектной деятельности). IV Индивидуальный и дифференцированный подход в планировании выполнения творческой работы V Проведение выставок детского творчества. VI Работа с родителями учащихся (обсуждение индивидуального плана мероприятий для развития творческих способностей детей)
Формы работы с одаренными учащимися Творческие мастерские (с привлечением самих учащихся); Групповые занятия по параллелям с сильными учащимися; Дополнительное образование ФОК «ОЛИМП», Дом Детского Творчества, Школа Искусств №1. Занятия исследовательской деятельностью (индивидуальная , групповая); Интеллектуальный марафон; Научно-практические конференции. Конкурсы на уровне школы, города, республики, за пределами республики;
Самореализация творческих способностей через Средства массовой информации «Стань животным другом». Автор: Ксенофонтова Валерия Эта история произошла весной. Рядом с нашим домом живёт собака неизвестной породы по кличке Малышка. Какое-то время её не было видно во дворе, а потом мы случайно нашли её под гаражом. Оказывается, у неё появились щеночки. Их было шесть. Они были очень маленькие. Судя по тому, как собачки жалобно пищали, они хотели кушать. Их мама выглядела плохо. Она была очень худая и замученная, да ещё и очень голодная. Кормить - то её и щенят некому. Да и малюток своих , наверное, не могла оставить, чтобы поискать еды. Мы с Викой и Верой решили взять щенят и Малышку под опеку, но сначала нужно было их накормить. Денег у нас было немного и нам не хватало даже на пакет молока для несчастных животных. Мы подошли к продавцу в магазине и стали рассказывать ей про наших подопечных. Попросили дать нам совет, чем же накормить собачью семью. Рядом стояла покупательница. Она услышала наш разговор. Женщине стало жалко Малышку и её щенят. Она предложила нам купить молоко и добавила недостающих денег. Мы очень обрадовались. Вернувшись к гаражу, мы нашли банку и вылили туда молоко. Малышка его быстро выпила и стала кормить своих драгоценных детишек. Так мы помогли несчастной голодной семье собачек. Теперь каждый день приносим еду для наших питомцев. Хорошо, что среди нас есть ещё люди, способные помочь, пожалеть, посочувствовать. Спасибо Вам, добрая женщина! Люди, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к тем, кто живёт рядом с нами. К тем, кому нужны помощь и внимание. Публикации в периодической печати
Сотрудничество с библиотеками города ■ Инсценировки; ■ Тематические вечера; ■ Конкурс чтецов; ■ Выполнение творческих заданий (по тематике)
Участие в проектах В рамках школы «Здоровье здоровых» Федеральный проект «Успешное чтение» «Первые ступеньки к познанию права» I «Риторика для детей»
Викторины, КВН, творческие конкурсы
Круг возможностей человека определяется радиусом его интересов Участие в Большой Республиканской Олимпиаде «Радиус», секция «Незнайка Эрудит» Участие приняли – 12 человек (36%) Из 576 участников олимпиады - 17 место (« 2 человека); 18 место (1 человек)
V Республиканская научно – практическая конференция «В поисках истины» Секция «Что за чудо - Мир вокруг»
Публикация в сборнике научных работ Исследовательские работы в сборнике «В поисках истины» Проект на тему: «Спешите делать добро» Автор: Лимонова Инна – победитель V республиканской научно практической конференции школьников
VI Международный творческий конкурс «Звёзды в защиту животных» Дипломы от Союза писателей России Победитель в номинации «Литература» Сочинение «Как я помогал животным» (Ручин Евгений) Победитель в номинации «Поэзия» поэма «Братья наши меньшие» (Диянова Елена)
Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учащихся, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом.
Максимова Светлана Валентиновна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории содержания и технологий начального образования ТЕМА КУРСОВ: «Развитие творческой активности школьника как фактор предотвращения школьной дезадаптации» Цель обучения: формирование способности педагогов к диагностике и развитию творческой активности школьников в процессе проведения занятий. Срок проведения: 19.10. 2009 – 24.10.2009 Стоимость обучения: 6000 рублей. Юридический адрес: 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д.9;
Подискутировать по данному вопросу можно, если обратиться к услугам Интернета. http://10.pedsovet.org