Занятие №3. Педагогическая и психологическая оценка уровня образования и развития обучающихся на ступени начального общего образования учителя психологии школы №34 г.Владимира, педагоги-психологи ДОО(с.-п.)Ц Макова Л.П., Кузьмина Н.П. Проблемна группа «Психологическое сопровождение введения ФГОС»
Зачем нужен новый ФГОС вызовы общества, достижения НТП Концепция духовно-нравственного развития России Задачи России –концепция «План 2020 –стратегия развития России»
Резолюция VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя: «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «При этом технологии формирования и измерения указанных компетенций могут стать основным предметом деятельности школьного психолога, что предполагает изменение форм и содержания его профессиональной подготовки» «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников хорошо знающие свой предмет», владеющие основами психолого-педагогических знаний. Учитель должен знать и учитывать в своей деятельности закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития, владеть технологиями развивающего обучения, практически владеть средствами проектирования и организации учебной деятельности. новой системы подготовки психолога, способного работать с особенностями развития детей в обучении, заниматься формированием и оценкой надпредметных и личностных компетенций учащихся.
Введение новых государственных образовательных стандартов радикально изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место приложения психологических знаний в проектировании и организации образовательной среды школы, оценке содержания и результатов образовательного процесса. Это делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность психологов образования в качестве полноценных участников образовательного процесса, в первую очередь, в организации технологий измерения уровня развития надпредметных компетенций и мониторинга личностных качеств учащихся.
Портрет выпускника любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Приоритетные направления Стандарт заставляет задуматься о… Новым моментом для меня в стандарте стало...
Основные требования общества к образовательной системе: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Задачи и результаты Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. (А. Кондаков)
Что такое Универсальные ученые действия? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Как и где формировать УУД Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий
Планируемые результаты: три основные группы результатов Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Формирование УУД Регулятивных Коммуникативных Личностных Познавательных
Оценка УУД Оценка всех трех видов УУД наряду с предметными умениями Блоки «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться» Внутренняя и внешняя оценка 2 составляющие оценки Предметный тест (русский, математика), метапредметный тест, данные мониторинга педагога, психолога Портфолио как инструмент
Как стать школой развития там, где была ориентация на знания
Вопросы Как выстроить целостный образовательный процесс, ориентированный на развитие? Как формировать УУД? Как спроектировать программу формирования УУД, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционную программу и т.д.? Как подготовить учителя к деятельности по формированию УУД? Кто и как отслеживает УУД?
Требования к программе. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
От психолога как от специалиста в области развития ждут поддержки и психологического сопровождения внедрения ФГОС
Базовые запросы и направления Участие в проектировании, реализации новой образовательной программы и ее отдельных подпрограмм Совместная с администрацией работа по организации обучения педагогов технологиям формирования и оценивания УУД как базовых образовательных результатов Совместная работа с педагогами по разработке и реализации индивидуальных программ, а также по проектированию развивающей среды, комплексного урока, которые способствуют формированию УУД разных видов Участие в разработке, воплощении системы отслеживания сформированности УУД как базовых результатов и ведении базы результатов
Работа с педагогами Совместная работа Педагоги ждут от психолога : цикла семинаров по обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей,испытывающих проблемы в учебной деятельности или тревожных,агрессивных,гиперактивных, или учащихся с ОВЗ. А также ждут от психолога помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических классных часов.
Работа с администрацией участие психолога в проектировании и реализации основной образовательной программы учреждения и ее подпрограмм, особенно связанных с формированием универсальных учебных действий, здорового и безопасного образа жизни, воспитательной программы школы; участие психолога в проектировании системы оценки универсальных учебных действий как составляющей программы, в оценке достижения новых результатов и ведения базы данных результатов мониторинга участие психолога в разработке единого плана методической поддержки и обучения педагогов в направлении внедрения новых ФГОС – обучение педагогов, создание методической базы материалов, консультации педагогов, помощь в проектировании уроков и психологическом анализе участие психолога в создании единой развивающей среды начальной школы в единстве урочной и внеурочной деятельности школьников
Работа с родителями просвещение и обучение родителей в направлении поддержки формирования УУД школьников. Родителям необходимо через памятки, групповое консультирование, деятельностные семинары предоставить материал, который поможет им найти ответы на все вопросы. Кроме того, им должна стать понятна их роль в поддержке ребенка Предоставление информации об уровне развития УУД разных видов ( если психолог проводит мониторинг) Родителям целесообразно предоставить карты развития УУД собственных детей и рекомендации по совершенствованию.
Направления деятельности психолога Обучение и сопровождение педагогов в направлении формирования и оценки УУД Работа с администрацией по проектированию и реализации основной образовательной программы, простраиванию системы поддержки педагогов Участие в разработке и реализации внутренней модели мониторинга УУД и оценке УУД (личностные и отдельные аспекты метапредметных УУД)
Роли психолога роль психолога недооценивается и к участию в новых стандартах он не допускается –«его не видят». В данной ситуации важно показать администрации возможные пути взаимодействия в рамках внедрения новых стандартов и целесообразность участия психолога. Стоит выходить с конкретными предложениями и пытаться сделать так, чтобы психолога «заметили». Психолога видят в качестве активного участника процесса и предлагают активно включиться. Самый оптимальный вариант. Здесь важно, чтобы действия психолога были профессиональны и реально практикоориентированы Психолога готовы привлекать к участию во внедрении стандартов, а сам психолог не видит своей роли, не владеет инструментарием или не считает нужным идти на такое взаимодействие. В данной ситуации важно конструктивно включаться в проект, в противном случае есть вероятность оказаться невостребованным в учреждении в будущем, не «попасть в тренды» Администрация, педагоги считают, что психолог может через уроки психологии в одиночку «развить детей» и пытается переложить ответственность на психолога . В данном случае важно показывать администрации неэффективность одной работы психолога, а самому психологу целесообразно осваивать командные техники, не становясь в позицию «отца всемогущего».
Что мы имеем на настоящее время Психологи в большинстве образовательных учреждениях пока не знают про ФГОС и соответственно не думают в этом направлении Многие психологи не готовы к работе в рамках ФГОС, не владеют технологиями формирования УУД, технологиями работы с педагогами, администрацией, не имеют опыта работы в проектном режиме
Творческая группа Разработка и апробация модели действий психолога в рамках внедрения образовательных стандартов второго поколения
Организация практического ознакомления психологов с ФГОС, ролью психолога, направлениями деятельности, технологиями формирования УУД Включение психологов в проектную деятельность по разработке путеводителя по УУД Знакомство психологов с технологией оценки и включение психологов в разработку карты оценки УУД Включение психологов в планирование собственной деятельности в рамках ФГОС, а также разработку мероприятий для педагогов