Современные способы активизации обучения
Роли современного преподавателя Академический консультант Тьютор Куратор образовательной программы Разработчик УМК …
Активное обучение предполагает 3 уровня активности обучающегося: репродуктивно-подражательный поисково-исполнительский творческий Г.И.Щукина
Уровни познавательной активности воспроизводящий интерпретирующий творческий (Т.И.Шамова)
Пассивное :: Активное (обучение) Пассивное Обуч-ся – объект УД. Цель – усвоить и воспроизвести материал, передаваемый учителем или источником информации
Способы активизации обучения проблемность взаимообучение исследование индивидуализация самообучение механизм самоконтроля и саморегулирования.
Интерактивное обучение - одно из современных направлений «активного социально-психологического обучения» Емельянов Ю.Н. (1985)
Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт в деятельности и общения, который м.б. получен в режиме интерактивного обучения !!!
Функция педагога в ИО - помощник в работе и один из источников информации
Основные принципы работы педагога в ИО Диалогическое взаимодействие Работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества Активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.
Формы и методы ИО Эвристическая беседа Презентация Дискуссия «Мозговой штурм» Метод «круглого стола» Метод «деловой игры» Конкурсы практических работ с их обсуждением Ролевые и симуляционные игры Тренинги (коммуникативные тренининги, тренинги сензитивности, тренинги кльтурной сензитивности) Коллективные решения творчесих задач
Формы и методы ИО (продолжение) Кейс-метод Метод професссиональных инцедентов Практические групповые и индивидуальные упражнения Моделирование производственных процессов или ситуаций Проектирование бизнес-планов и различных программ Групповая работа с авторскими пособиями Обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий Метод «студии» или «мастерской» Встречи с приглашенными специалистами IT-технологии и мультимедийные технологии.
Интерактивные технологии обучения (как совокупность форм, методов, приемов, средств для достижения запланированного результата) 1. Коллективная мыследеятельность (КМД) – «форма взаимодействия педагога-учебной группы, протекающего в поисковых созидательных ситуациях» (напр., проектно-исследовательская деятельность) 2. Модерация 3. Коллективный способ обучения
Модерация Комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.
Смысл модерации – в «привнесении» своих знаний, умений, опыта в групповое содержание и во «вбирании» чужого в объеме, необходимом конкретному участнику
Проектно-исследовательская модель «обучения посредством действия» и взаимодействия Студенты часто не имеют привычки и желания учиться последовательно, следуя учебникам, а скорее склонны к обучению в форме участия и экспериментирования: работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений; работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; учатся развивать рефлексивный опыт и осознавать гражданскую позицию; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.