Возрастные и психологические особенности подростков 14-15 лет
Биологически – это период завершения физического созревания. Девушки 14-15 лет, по сравнению с юношами, менее склонны к болезням, они превосходят ребят в вербальных (речевых) способностях, в восприятии цвета и его оттенков, они более наблюдательны.
Юноши 14-15 лет нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от сверстников, испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Они несколько отстают от девушек в сфере чувств, чаще проявляют необязательность, их тяжелее в чем-то убедить.
В этот период девушки более сентиментальны, чем юноши Юноши начинают в этом возрасте заниматься различными видами спорта, особенно теми, которые развивают и укрепляют мускулы, формируют фигуру, т.е. силовыми видами спорта.
Во взаимоотношениях с окружающими юноши стремятся руководить, вести за собой. Девушки, в отличие от них, наблюдают за впечатлением, которое они производят на других.
Детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей. Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества
Для возраста 14-15 лет очень характерно искать соответствия своего внешнего облика стереотипному образцу – «мускулинности» у юношей и «феминности» у девушек.
Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, то порождение у ребенка этого возраста уверенности в своей непривлекательности, может привести к устойчивой тревожности, пониженному уровню притязаний, трудности в общении, застенчивости и другим психологическим проблемам.
Для юношей и девушек 14-15 лет наиболее характерным является положение, где образ «Я» и самоуважение все больше зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми
Завышенная оценка в этом возрасте, так же как и в подростковом, может привести к таким негативным качествам, как наглость, неприятие социальных форм поведения.
Их социальная активность направлена прежде всего на принятие и усвоение тех норм, ценностей и способов поведения, которые характерны для мира взрослых и отношения между ними.
Ранняя юность – возраст сильно развитой общительности Их основой становятся взаимное уважение и равноправие. Признанием и уважением у 14-15- летних юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями.
Появляется потребность в личном друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, умение хранить чужую тайну.
Очень серьезной является проблема не просто входить в состав группы, а быть принятым сверстниками, чувствовать свою необходимость в данной группе, иметь в ней определенный авторитет.
Среди людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами.
Возрастная группа 14-15 летних, избегающая общения со взрослыми, ощущает потребность в общении и доверительных отношений с ними
В этом возрасте у юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу, что порождает стремление нравиться, , появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.
Между юношами и девушками 14-15 лет появляются и более романтические отношения.