Развитие познавательной активности младших школьников через организацию проектной деятельности . Нестерова Раиса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» города Моршанска Тамбовской области 2011 900igr.net
обогащение новыми знаниями; интерес к познавательной деятельности; систематизация приобретённых знаний; развитие творческого потенциала ребёнка; социализация младших школьников; стимуляция к решению реальных задач; повышение мотивации обучения; повышение познавательной активности АКТУАЛЬНОСТЬ:
Противоречия: между: идеология потребления; снижение престижа уровня знаний - человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания
Предполагаю, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника. ГИПОТЕЗА
Повысить уровень познавательной активности детей через организацию проектной деятельности в начальной школе . ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Процесс обучения учащихся начальной школы с использованием проектных технологий. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Познавательная активность учащихся 3 «Б» класса. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение теоретического материала о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных технологий. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе. Создание ситуаций востребованности функций личности ребёнка. Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время. Развивать коммуникативные способности младшего школьника в современной деятельности. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Джон Дьюи МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь-октябрь) II этап: Внедренческий (ноябрь-март) IIIэтап: Аналитический (апрель-май)
Механизм реализации проекта Тема самостоятельных исследований. Форма отчёта. О братьях наших меньших. Бабочки –живые цветы. Помощники здоровья. Путешествие в страну Считалию. Старинные здания моего города. Занимательная грамматика. Родная улица моя. Правила дорожные знать каждому положено. Русские народные подвижные игры. Волшебные цифры. Ох уж эти сказочки. Уроку - час, физкультуре - минутка. Здравствуй , здравствуй Новый год! Братья Деда Мороза. Здоровье в саду и на грядке. Мамин день. Герои – земляки. 1.Книжка-малышка(стихи о животных) 2. Доклады. 3.Открытый урок –проект. 4.КВН по математике. 5.Фотовыставка. 6.Папка-подсказка.(памятка по русскому языку) 7.Стенгазета. 8.Выставка рисунков по ПДД. 9.Игровые часы. Книжка – малышка. Мини-инсценировки. Сборник физкультминуток. Стенгазета. Сообщения. Внеклассное мероприятие. Концерт. Доклады.
План реализации педагогического проекта. сентябрь: 1. Изучение проблемы. 2. Проведение анкетирования младших школьников. 3. Изучение и анализ методической литературы. 4. Создание программы развития познавательной деятельности учащихся. октябрь: 1. Входной контроль учащихся. 2. Проведение родительского собрания « Хочу всё знать». 3. «Занимательная грамматика» ( внеклассное мероприятие по русскому языку) ноябрь: 1. Книжка-малышка «О братьях наших меньших». (окружающий мир) 2. КВН по математике «Путешествие в страну Считалию». (математика) декабрь: 1. Стенгазета «Родная улица моя». ( окружающий мир) 2. « Здравствуй, здравствуй Новый год!» ( стенгазета) 3. «Братья Деда Мороза» ( внеклассное мероприятие ) 4. Участие в конкурсе «Кенгуру». (математика) 5. «Ох, уж эти сказочки…» ( школьный Праздник Сказки) январь: 1. Открытый урок-проект «Помощники здоровья». (технология) 2. Русские народные подвижные игры. (физическая культура) 3. «Волшебные цифры». ( внеклассное мероприятие по математике) 4. Промежуточный контроль февраль: 1. Проект «Уроку - час, физкультуре - минутка». 2. «Герои – земляки». (внеклассное мероприятие) 3. Участие в конкурсе «Эрудит». март: 1. «Мамин день». (концерт) 2. «Правила дорожные знать каждому положено» (конкурс рисунков по ПДД) 3. Экскурсия в городской музей. 4. «Старинные здания моего города» (фотовыставка) апрель: 1. «Здоровье в саду и на грядке» (внеклассное мероприятие ) 2. Анкетирование (повторное). 3. Тестирование учащихся по общеобразовательным предметам. май: 1. «Бабочки – живые цветы». 2. Родительское собрание «Наши успехи». 3. Подведение итогов работы над проектом.
Основные аспекты реализации проекта Креативный аспект: способствует трансформации учебно-воспитательного процесса, когда дети через творческую работу включаются в процесс жизнетворения и получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умения быть счастливым, ориентироваться в будущем, способными одолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями. Нравственный аспект: творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям. У детей возникают новые интересы, ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей, они отвлекаются от негативных соблазнов окружающего мира, их жизнь наполняется интересными делами. Коммуникативный аспект: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье. Срок реализации проекта: 1 год .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся. Развитие познавательного интереса школьников. Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности. Воспитание самостоятельной творческой личности.
Механизм реализации проекта * общеобразовательные предметы * тематические занятия в рамках кружковой работы * участие в конкурсах, олимпиадах * внеурочная деятельность
«О братьях наших меньших» (окружающий мир). Учебные проекты. «Бабочки – живые цветы» (окружающий мир)
Проект «Помощники здоровья» (технология) Учебные проекты. «Путешествие в страну Считалию» (математика)
«Старинные здания моего города» (окружающий мир) « Занимательная грамматика» (русский язык) «Родная улица моя»(окружающий мир) «Русские народные подвижные игры»(физическая культура) «Волшебные цифры»(математика) «Ох уж эти сказочки…» (литературное чтение) «Правила дорожные знать каждому положено» (окружающий мир) УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ
«Здравствуй,здравствуй Новый год!» «Здоровье в саду и на грядке» « Уроку - час, физкультуре - минутка» ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
« Братья Деда Мороза» «Мамин день» «Герои – земляки» ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кружковая работа. Занятия кружка « Бумагопластика и оригами»
Участие в школьных и городских семинарах. Доклад на МО : «Проектная деятельность учащихся начальной школы» «Проектные технологии в начальной школе» - участник городского семинара – практикума «Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся на основе проектных и исследовательских методов» – участник Открытый урок «Помощники здоровья»
Участие в конкурсах и олимпиадах. Учащиеся класса –активные участники международного математического конкурса –игры «Кенгуру» и конкурса «Русский медвежонок» (2009-2011гг.) Шубина Дарья - 2 место в региональном конкурсе научно – технических и художественных проектов «Звёздная эстафета -2008-2009» Чирков Денис – участник городской предметной олимпиады по окружающему миру (2010г.) Пожидаева Марина - участник городской предметной олимпиады по литературному чтению (2010г.) Чирков Денис – победитель школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературному чтению (2011г.) Марилов Николай – 3 место в городской олимпиаде по «Окружающему миру» (2011г.) Учащиеся класса –активные участники интеллектуального марафона «Эрудит»(2010-2011г.) Осина Анастасия – 2 место в городском конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Фабрика Деда Мороза» Смирнова Екатерина – 2 место в муниципальном конкурсе-выставке декоративно – прикладного творчества «Чудесная мастерская»
Диагностика учащихся по основным предметам РЕЗУЛЬТАТЫ тестирования Предметы Качество знаний До проекта После проекта Русский язык 65 % 71 % Математика 73 % 76 % Окружающий мир 85 % 96 % Литературное чтение 85 % 89 %
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ познавательной активности
Уровень развития познавательной активности обучающихся 3 «Б» класса
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков: а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников); б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников). ВЫВОДЫ
Продолжить работу по развитию познавательной активности при помощи проектных технологий. Реализовать данный проект в других классах школы. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РЕСУРСЫ Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004. Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1. Щербаков С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г. Стандарты ФГОС. Материалы Интернета.
Спасибо за внимание