ПЕДСОВЕТ «Классный час как форма организации воспитательного процесса» 900igr.net
Цель: повысить эффективность классного часа как одной из основных форм воспитательной работы Задачи: Содействовать формированию у педагогов научно-обоснованных представлений о классном часе, его основных компонентах, алгоритме подготовки и проведения. Проанализировать и оценить результативность открытых классных часов и совместной работы по их подготовке и проведению. Разработать «Положение о классном часе» .
Классный час – это… «Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» Н.И. Болдырев «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич Классный час– это одна из наиболее распространенныхформ организаций фронтальной воспитательной работы. Н.И.Болдырев
«Классный час – время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» Е.В.Титова «Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным» Л.И.Маленкова
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» В.П.Созонов «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» Л.В.Байбородова
ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: Под классным часом понимается специально отведенное педагогу время для проведения воспитательной работы с учащимися класса…
КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Основные компоненты классного часа Целевой Содержательный Организационно-деятельностный Оценочно-аналитический
ААлгАААоритм Алгоритм подготовки и проведения классного часа Определение целей и задач. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия. Создание психологического настроя. Предварительная подготовка. Проведение самого мероприятия. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: обсуждение успешности (не успешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть не регламентирован временем Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, библиотеке, на природе, на улице и т.п. Субъектом его проведения не обязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой приглашенный, любой одноклассник, родитель. Это может быть и группа людей.
обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике; усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка; содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей; формирование и развитие классного коллектива. КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
ПЕРВЫЙ ШАГ Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год
ВТОРОЙ ШАГ Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
ТРЕТИЙ ШАГ Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование группы его организаторов
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
ПЯТЫЙ ШАГ Составление классным руководителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
ШЕСТОЙ ШАГ Проведение классного часа
СЕДЬМОЙ ШАГ Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению
личностная значимость для учащихся. «Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею…» Оценка результативности классного часа
комфортность, психологический климат «Тот дом богат, в котором лад»
возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее»
обогащение жизненного опыта учащихся. «Не тот много знает, кто много живет, А тот, кто много видит»
духовно-нравственная ценность «Познай, где свет, Поймешь, где тьма»
вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа «Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
Качественная оценка классного часа Цели и задачи классного часа: ясность, чёткость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса. Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, его необходимость для реализации замысла классного руководителя, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе. Содержание: интеллектуальная и духовно нравственная ценность избранного содержания: соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа. Организация: использование современных технологий (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, применение диалоговых приёмов общения). Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа. Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение педагогического такта и культуры речи. Компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности. Полученные результаты: удовлетворённость классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итоги
«ДА» «НЕ ОЧЕНЬ» «НЕТ»
Анализ классного часа № п/п ФИО Качеств. оценка Травина Н.Л. «Рождество» КазниковаГ.А. «Час здоровья» Друганова Е.А. «Праздник чая» Софронова Н.Л. «Дружба» ОблуковаТ.А. «Семейные весёлые старты» Собровина Л.Е. «Будь природе другом» Собровина Т.И «Турнир знатоков права» 1. Цели и задачи классного часа 2. Оформление классного часа 3. Содержание 4. Организация 5. Поведение и деятельность учащихся 6. Педагогическое обеспечение классного часа 7 Полученные результаты
Всем спасибо!