Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И. 900igr.net
Цель практического обучения Формирование у обучающихся практических основ конкретной профессии, овладение общими и профессиональными компетенциями, умениями, навыками и практическим опытом в соответствии с ФГОС
Система практического обучения Учебная практика в мастерских Производственная практика на предприятии
Процесс практического обучения - это планомерно организованная совместная деятельность педагогов (мастеров п/о, преподавателей) и обучающихся, направленная на эффективное овладение последними профессиональными знаниями и умениями
Содержание практического обучения - это совокупность практических знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивают подготовку рабочего определенной профессии и уровня квалификации
Средства обучения Материально-техническое оснащение (станки, машины, механизмы, инструменты, лабораторное оборудование и др.) Учебно-программная и методическая документация (учебные планы и программы, планирующая документация, тесты, методические разработки и др.) Учебно-методические средства обучения (учебники и учебные пособия, наглядные пособия и макеты, технические средства обучения, дидактические материалы и др.)
Функции процесса учебной практики Образовательная (обучающая, учебно-производственная) функция Воспитывающая функция Развивающая функция
Особенности процесса учебной практики (производственного обучения) приоритет формирования практического опыта (профессиональных умений и навыков) перед формированием профессиональных знаний. Основным средством учебной практики (производственного обучения) является производительный труд обучающихся.
Методы практического обучения - это способы совместной деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, в результате которой достигается усвоение обучающимися определенных знаний, профессиональных умений и навыков, формируется мировоззрение, развиваются их творческие способности
Методы практического обучения Словесные Наглядно-демонстрационные Практические Методы, направленные на развитие самостоятельности и активности обучающихся
Словесные методы Рассказ Объяснение Беседа Инструктаж Письменное инструктирование Самостоятельная работа с технической документацией и литературой
Наглядно-демонстрационные методы Демонстрация наглядных пособий Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов Экранные и другие технические средств обучения
Практические методы Упражнения по изучению трудовых приемов Упражнения в выполнении трудовых операций Упражнения на тренажерах Упражнения в выполнении учебно-производственных работ
Методы развития самостоятельности и активности обучающихся Самостоятельные наблюдения обучающихся Учебно-производственная экскурсия Производственно-технические задачи Лабораторно-практические работы
Методы практического обучения Ученический метод Репродуктивный метод Продуктивный метод Частично-поисковый метод Исследовательский, творческий метод
Методические приемы обучения это средства, действия, пути воплощения того или иного метода на уроке Методические приемы взаимосвязывают деятельность мастера с обучающимися
Технология учебной практики (производственного обучения) Вводный инструктаж: целевая установка на урок актуализация знаний и опыта обучающихся формирование ориентировочной основы деятельности Упражнения (самостоятельная работа) Заключительный инструктаж
Классификация уроков УП Вводный тип урока (первый урок в учебных мастерских или на производстве) Урок по изучению трудовых приемов и операций (по освоению сочетания операций с технологическим процессом) Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда) Урок контрольно-проверочный
Структура урока учебной практики (производственного обучения Организационный этап (1-2% времени занятия) Вводный этап (часть) урока (занятия) (12-15% времени занятия) Основной этап (часть) (70-85% времени занятия) Заключительный этап (часть) урока (занятия) (5-6% времени)
План урока учебной практики (производственного обучения) Составляется мастером в соответствии с учебной программой и перспективно-тематическим планом на каждый день занятий. В плане отражается: цель и учебно-воспитательные задачи урока, его организация, МТБ, распределение работ между обучающими и расстановка их по рабочим местам, содержание вводного, текущего и заключительного инструктажей, ТБ и методики проведения занятий
Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся фронтально-групповая форма бригадная (звеньевая) индивидуальная комбинированная
Формы организации труда педагогов практического обучения Педагог (мастер) – учебная группа Педагог (мастер) – мастерская (лаборатория) Бригадная форма (встречается редко) Два педагога (мастера), закрепленные за одной группой Мастер-преподаватель
ПОДГОТОВКА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ к учебному году к изучению темы программы к уроку