Современный урок. Каким ему быть? Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться , в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский 900igr.net
Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком С.И. Гессен
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Наиболее важные особенности современного урока: - создаётся доброжелательная атмосфера; - формируется высокий уровень мотивации; - придаётся большое значение способам учебной работы; - уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения освоению учебной дисциплины.
К общим требованиям относятся: -многоцелевой характер; -реализация всех дидактических задач; -научность; -межпредметные связи(их интегрирование); -проблемность; -развитие познавательных способностей; -активизация умственной деятельности детей; -дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы; -комплексное использование средств обучения; -самостоятельная работа учащихся; -разнообразная и планомерная обратная связь.
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). «С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский
Достоинства и недостатки современного урока Высокая экономичность урока. Гибкость, пластичность урока. Способность интегрировать другие формы организации обучения. Логическая завершенность урока Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Воспитательная способность урока неоспорима. Урок - стимул и средство роста ученика и учителя. недостатки ?
Дидактическая целевая установка определяет выбор типа урока. Более распространена следующая классификация: -уроки усвоения новых знаний; -уроки формирования новых умений; -уроки систематизации и обобщения; -уроки контроля и коррекции знаний, умений; -уроки практического применения знаний,умений; -комбинированные(смешанные)уроки.
Урок усвоения новых знаний Урок формирования умений и навыков 1.Повторение опорных знаний. 1.Повторение опорных знаний. Предварительные упражнения 2.Сообщение темы, цели, самоопределение. 2.Сообщение темы, цели, самоопределение. 3.Усвоение новых знаний. 3.Изучение нового. Вводные упражнения. 4.Упражнения на понимание. 4.Применение приобретённых знаний. 5.Самостоятельная работа. 5.Пробные упражнения. 6.Обобщение и систематизация. 6.Тренировочные упражнения по образцу. 7.Итог урока. 7.Итог урока. 8.Домашнее задание. 8. Домашнее задание. Урок применения знаний, умений, навыков Урок обобщения и систематизации 1.Повторение опорных знаний. 1.Сообщение темы, цели, самоопределение. 2.Сообщение темы, цели, самоопределение. 2.Повторение и обобщение отдельных фактов… 3.Усвоение уч-ся новых знаний. 3.Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний. 4.Применение навыков в стандартных ситуациях. 4.Повторение и систематизация основных 5.Формирование обобщённых умений теоретических положений. . 6.Формирование творческого применения знаний 5.Итог урока. в изменяющихся условиях. 6. Домашнее задание. 7.Итог урока. 8.Домашнее задание.
Урок контроля и коррекции знаний 1.Сообщение цели, темы, самоопределение. 2.Показ возможности использования знаний в жизненных ситуациях. 3.Проверка знаний фактического материала(фронтальная беседа, индивидуальный подход.) 4.Проверка знаний основных законов. Письменная работа. 5.Проверка глубины осмысления. Самостоятельное составление таблиц. Письменный опрос. 6.Применение уч-ся знаний. Практические задание. 7.Выполнение творческих работ. 8.Итог урока. 9.Домашнее задание. Комбинированный урок 1.Проверка дом. задания. 2.Проверка ранее усвоенных знаний. З.Сообщение темы, цели, сомоопределение. 4.Восприятие и осмысливание знаний уч-ся. 5.Обобщение и систематизация знаний. 6.Итог урока. 7.Домашнее задание.
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.
Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Уроки можно разделить на группы: 1.Традиционные(комбинированный, семинар, лекция и т. д.) 2.Нетрадиционные(урок- путешествие, урок- деловая игра и т.д.) 3.Уроки новых технологий(модульный, адаптивный, проектный и т.д.)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.
Учёт индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока: 1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. 3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. 4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу. 5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. 6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. 7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам. 8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока. представив себе урок как целостное явление.
Частные правила, обеспечивающие успешное проведение урока: 1. Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что ошибку надо искать в способах организации их деятельности. 3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса. 4. Задания и инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. 6. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. 7. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! 8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. 9. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Время Этапы урока Содержание этапов урока Деятельность учащихся Этапы урока, их продолжительность Действия учителя действия ученика Дидактическая задача этапа Содержание учебного материала Методы, приёмы обучения Формы организации деятельности Анализ и оценка результатов Этапы урока, время Виды работ на уроке Формы организации деятельности Время Содержание урока Действия учителя Действия ученика Заметки
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА № Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи 1 Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. 2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. 3 Подготовка к основному этапу занятия Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 5 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. 6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. 8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. 9 Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. 10 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Нетрадиционные(нестандартные уроки)-это уроки, пришедшие из средств массовой информации, телевидения, которые привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием.
Классификация уроков нетрадиционной формы (по В. А. Щеневу ) Типы уроков и формы Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Уроки проверки и учёта знаний и умений Комбинированные уроки –лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН,»Что? Где? Когда?», »Поле чудес»,»Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты
Конструкция урока 1.Начало урока: 5.Контроль : -интеллектуальная разминка или простой опрос(по базовым вопросам) -опрос по цепочке- -’’Да-нет-ка’’ -тихий опрос -Удивляй! Отсроченная отгадка -фактологический диктант -светофор -блиц- контрольная -взаимоопрос -выборочный контроль -игра в случайность 6.Домашнее задание: -обсуждение выполнения домашнего задания -три уровня домашнего задания 2.Объяснение нового материала: -особое задание -вопрос к тексту -творчество работает на будущее -лови ошибку! 7.Конец урока: -доклад -опрос-итог -деловая игра’’Точка зрения’’ -отсроченный ответ 3.Закрепление, тренировка, отработка умений: -роль’’Психолог’’ -игра –тренинг -роль’’Подводящий итоги’’ -устный программируемый опрос -обсуждаем домашнее задание -щадящий опрос 4.Повторение : -повторяем с контролем -свои примеры -опрос-итог -пересечение тем -показательный ответ
Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий: -взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока; -направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу; -формирование у учащихся нравственных качеств
Вопросы для обсуждения Что должно отличать современный урок? Черты современного урока, используемые в моей практике.
3. Черты современного урока, не применяющиеся на моих уроках 4. Что, по вашему мнению, должны делать ученики, чтобы качество занятий стало более высоким? 5. Что, по вашему мнению, должны делать учителя, чтобы качество занятий стало более высоким?
6. Что, по Вашему мнению, должна делать администрация, чтобы качество занятий стало более высоким? 7. Согласны ли Вы с утверждением: взаимоотношения учителей и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества? 8. Каким должен быть урок, чтобы Вы лично назвали его уроком высокого качества
Анкета 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
· Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия : побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Проанализируйте свои достижения и ошибки. Откройте свои потенциальные возможности. Откажитесь от надежды на рецептурную методику, на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков. Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил. Ведь самое трудное- это быть услышанным!