Современные педагогические технологии МОАУ ДПО ЦПКРО г. Киров Русских Н.Б 900igr.net
новая технология обработки металла новая технология распространения информации ? «новая педагогическая технология»
Программа — это документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения Программа отвечает на вопросы: «что делать?» «зачем делать?» Технология — это инструментарий, при помощи которого решаются задачи Технология отвечает на вопрос: «как делать?»
Изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется акцентируется внимание педагогов образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей коррекция эмоционально-волевой и двигательной сфер
Изменения в образовательных процессах: !!! активные методы обучения и воспитания активизация познавательного развития ребенка
Изменения в образовательных процессах: многообразие интегративных подходов к развитию детей спектр современных технологий
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях
Педагогические инновации изменение процессов воспитания и обучения совершенствование процессов воспитания и обучения
Педагогические инновации Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности
Причины появления инноваций в образовании: научные исследования социокультурная среда — потребность образовательных учреждений в новых педагогических системах творческая вариативность педагогов заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей
В.П. Тихомиров Содержание образования - это король, а технологии образования - это Бог
Почему речь идет о технологиях? Логическая структура четкая последовательность действий и шагов повторяемость воспроизводимость нацеленность на получение конкретного образовательного результата
Современные педагогические технологии ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ - ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XXI В. ...Здесь нет уже верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, т. е. люди, которые работают вместе... когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение... осталось на низшей ступени образования... Ю. М. Лотман
А.В. Хуторской «образование - преподавание» «образование - созидание»
Задачи достижение сбалансированности когнитивного освоения учебных программ и стандартов овладения компетентностями в сфере коммуникации, творческого и критического анализа, коллективного труда в многокультурном мире
Компонентный анализ парадигм Парадигма обучения Парадигма учения Цели и задачи Обучение Конструирование учебных ситуаций Трансляция знаний Открытие и конструирование знаний Проектирование учебных программ и курсов Создание развивающей образовательной среды
Компонентный анализ парадигм Парадигма обучения Парадигма учения Теория учения Знания находятся «вовне» Знания находятся в умах людей и формируются на основе индивидуального опыта Знания передаются преподавателями по «частям» и «крупицам» Знания конструируют, создают и получают сами обучающиеся Обучение носит кумулятивный и линейный характер Учение носит открытый, системообразующий характер
Компонентный анализ парадигм Парадигма обучения Парадигма учения Распределение ролей, отношения Преподаватель - прежде всего передатчик информации Преподаватель - менеджер образовательного процесса, создатель методов учения и образовательной среды Преподаватели и обучающиеся работают независимо и изолированно Преподаватели и обучающиеся работают в одной команде Линейное управление, независимость действий, авторитаризм Совместное управление, работа в команде, партнерство
ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Современный преподаватель должен владеть как минимум тремя языками: родным языком иностранным языком языком технологий...
Историческая справка Этапы развития понятия «технология» в образовании Первый этап 40-50 гг. XX в. Термин введен С. Андерсеном, Ф. Уитвортом, М. Майером и др. Технология - введение техники в обучение
Второй этап середина 50-60-х гг. XX в. (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.). Технология технические эффективность средства в организации обучении учебного процесса Историческая справка
Историческая справка Третий этап 70-е гг. XX в. М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман Технология информационные решение технологии дидактических проблем в русле управления учебным процессом
Историческая справка Четвертый этап 80-е гг. XX в. Технология информационные многоаспектный технологии подход Дальнейшее осмысление сущности педагогического процесса
Историческая справка Пятый этап XXI в. Технология 2 направления информационный дидактический
Историческая справка Этапы развития понятия «технология» в образовании Пятый этап XXI в. 2 направления информационный дидактический
Технология (греч. «techne» — искусство, мастерство + «logos» — понятие, учение) определяется, во-первых, как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства; во-вторых, как наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства
Педагогическая технология Направление педагогической науки, проектирующее педагогические процессы, которые гарантируют наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов обучения при обеспечении комфортных условий участникам образовательного процесса
Педагогическая технология Практическое приложение: алгоритм процесса (совокупность целей, содержания, методов и форм обучения для достижения планируемых результатов)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Педагогическая технология - «это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата» Ф.А. Фрадкин
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Педагогическая технология - «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» И.Я. Лернер
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Технология — это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач И.П. Подласый
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Педагогическая технология представляет собой единство основных функций, последовательно и циклично сменяющихся при планировании, организации и проведении процесса обучения. Педагогическая технология включает следующие функции: диагностики, целеполагания, информации, прогнозирования, проектирования (планирования), принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции при ведущей роли целеполагания В.А. Якунин
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике В.П. Беспалько
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ СУЩНОСТЬ Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования ЮНЕСКО Системный подход Деятельностный подход Личностно-ориентированный подход
Сущность понятия «технология» Обучение должно стать «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха Важнейшая идея технологий - гарантированность результата Механизм обучения, т.е. учебный процесс - «дидактическая машина»: цели средства достижения этих целей правила пользования этими средствами Я. А. Коменский, 400 лет назад
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» проект педагогической системы, реализуемой на практике интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающих целеопределение, содержательные, информационные, предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения
Г.К. Селевко
Основные аспекты понятия «педагогическая технология» Г.К. Селевко Научный аспект Педагогическая технология – это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием технических или информационных средств и взаимодействия субъектов образовательного процесса. Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения
Основные аспекты понятия «педагогическая технология» Г.К. Селевко Процессуально-описательный аспект Описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения
Основные аспекты понятия «педагогическая технология» Г.К. Селевко Процессуально-действенный аспект Осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств
Предмет педагогической технологии конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, в том числе с использованием компьютеризации и технических средств
Технология направлена на эффективное достижение поставленной цели Процесс разработки технологии обучения определение цели обучения осуществление организации в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой выбор организационных форм, методов и средств обучения
Технология: процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике цель - средство - правило - результат
Задачи, решаемые посредством педагогических технологий: отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков в различных областях деятельности отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда
Слагаемые педагогической технологии (по В. П. Беспалько): Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач) Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств)
Слагаемые педагогической технологии (по В. П. Беспалько): Проектирование желаемого результата Отбор наиболее значимого материала, его структурирование Определение ценностных компонентов изучаемого материала Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль) Оценка эффективности (критерии, показатели) Система коррекционных мер Подготовка преподавателей Мотивация учащихся, родителей
Характеристики педагогических технологий концентуальность системность эффективность управляемость алгоритмизация, стандартизация и структурирование учебного материала воспроизводимость актуальность целостность научность интегративность оптимальность затрат диагностичность гарантйрованность результатов
Признаки педагогических технологий диагностичное целеобразование и результативность, что предполагает гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения экономичность, которая выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя, и достижения запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость, отражающие различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий
Признаки педагогических технологий корректируемость, предполагающая возможность постоянной обратной связи, постоянно ориентированной на четко определенные цели; визуализация, затрагивающая вопросы применения различной аудиальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова
Структура педагогической технологии а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть – технологический процесс; организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала диагностика учебного процесса
Особенности конструирования учебного процесса в условиях технологического подхода Конструирование учебного процесса (М.В. Кларин) Общие цели и содержание обучения Учебные цели Обучение Оценка
Специфические черты технологии обучения: — разработка диагностически поставленных целей обучения — строгая ориентация всех учебных процедур на достижение учебных целей — оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов, коррекция обучения — воспроизводимость обучающих процедур
В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Диагностично поставленная цель: дано точное описание качества, которое необходимо сформировать имеется точный способ диагностики этого качества возможно изменение этого качества принята шкала оценки качества (например, опознание, различие, владение основными алгоритмами, продуктивные действия, творческое применение)
В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Конструктивно поставленная цель — это цель с учетом профессиональных возможностей педагога и возможностей обучаемых
В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Сегодняшняя парадигма образования в основу закладывает не знания, умения и навыки, а личность, ее становление и развитие Знания — это лишь средство становления личности
учет соответствующих нормативных документов анализ обстановки установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей выбор потребностей и интересов, формулирование цели Целеполагание – процесс формирования цели, процесс ее развертывания
Определение целей через содержание Определение целей через деятельность учителя Определение целей через деятельность учащегося Определение целей урока через результат деятельности учащихся Определение целей через внутренние психические процессы Целеполагание М.В. Кларин
обозначение темы основные вопросы игровые элементы – ребусы, загадки, шарады ключевые понятия урока !!! Учитель- главный инициатор темы Учащиеся принимают тему!!! Определение целей через содержание
«Научить, сформировать, проверить...» Деятельность педагога, но действия учащихся Возможности учащихся? Определение целей через деятельность учителя
читать, писать, рисовать, искать, исследовать, путешествовать… !!!разные способности учащихся !!! Определение целей через деятельность учащегося
К. Г. Юнг рациональные действия (думать, спорить, рассуждать, доказывать, искать...), эмоциональные действия (рисовать...), Интуитивные действия (выдумывать, сочинять, творить...), деятельностные действия (пробовать, конструировать, испытывать...). Делать!!! ? зачем, что будем иметь в итоге? Определение целей через деятельность учащегося
планируемый результат ожидаемый результат определенных действий, осуществленных самостоятельно или совместно с кем-то образ будущего результата !!! цель - это образ будущего результата Определение целей урока через результат деятельности учащихся
«Сегодня мы научимся трем способам решения задач с неизвестным, двум способам рисовать кружку» «В результате сегодняшнего урока каждый сможет сформулировать пять предложений о себе, о семье, о городе ...» !!! предложение четких критериев для будущей самооценки учащимся успешности и результативности своей учебной деятельности на уроке Определение целей урока через результат деятельности учащихся
формирование умения анализировать, развитие познавательной самостоятельности, воспитание чувства ответственности... !!! Отличительный признак этого способа постановки целей - они всегда начинаются с отглагольного существительного, обозначающего процесс: развитие, формирование, осмысление, осознание, усвоение... Определение целей через внутренние психические процессы
!!! Степень реализации данных целей может быть оценена только посредством серьезных психологических диагностик, позволяющих конкретизировать и детализировать динамику внутренних психических изменений (в области памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы и т.д.) !!! Изменения, как правило, происходят в рамках не одного, а нескольких уроков Определение целей через внутренние психические процессы
!!! определение целей через результаты деятельности учащихся !!!
Иерархический ряд различных технологий 1 уровень Теоретического представления о педагогическом процессе, принципах его организации и факторах успешности (технология укрупненных дидактических единиц П. М. Эрдниева) 2 уровень Нормального представления через правила, рекомендации, алгоритмы действия преподавателя и обучающихся 3 уровень Конкретного проекта (технология конструирования конкретного занятия) 4 уровень Описания последовательности и характера действий преподавателя и обучающихся (технология применения конкретного метода, приема)
Параметры: Классификация педагогических технологий 1) уровень применения 2) философская основа 3) ведущий фактор психического развития 4) научная концепция усвоения опыта 5) ориентация на личностные структуры 6)характер содержания и структуры технологии
Параметры: Классификация педагогических технологий 7) тип организации и управления познавательной деятельностью школьников 8) по организационным факторам 9) по подходу к ребенку 10) по преобладающему (доминирующему) методу 11)по направлению модернизации существующей традиционной системы 12) по категории обучающихся
Структурно-логические Компьютерные Игровые Диалоговые Тренинговые технологии Классификация педагогических технологий
Классификация СПТ Характер содержания образования светские и религиозные обучающие и воспитывающие общеобразовательные и профессионально ориентированные гуманитарные и технократические
Классификация СПТ Категория обучающихся массовая школа; продвинутый уровень (лицеи, гимназии и т. д.) компенсирующее обучение (классы коррекции, поддержки, выравнивания) работа с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы
Классификация СПТ Организация учебной деятельности классно-урочная система современное традиционное обучение групповые и дифференцированные способы обучения и др.
Классификация СПТ Длительность применения дисциплина тема модуль урок
Классификация СПТ Отношение к ребенку авторитарная личностно ориентированная технология сотрудничества
Классификация СПТ Научная концепция усвоения знаний теория формирования понятий (Богоявленская, Менчинская и др.) теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина) теория содержательного обобщения (В. В. Давыдова )
Классификация педагогических технологий I. Современное традиционное обучение II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, системы В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.
Классификация педагогических технологий IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса технологии уровневой дифферециации; технология модульного обучения ГСО, КСО и др. V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала укрупнение дидактических единиц (УДЕ) (Эрдниев П.М.)
Классификация педагогических технологий VI. Частнопредметные педагогические технологии технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин), педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) технология мастерских VII.Технологии развивающего обучения система развивающего обучения Л.В. Занкова, развивающее обучение Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Селевко Г.К.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «Экономична мудрость бытия: все новое в ней шьется из старья». Бернард Шоу Как же выбрать, что подходит для реализации основных направлений в рамках модернизации образования?
Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования «учиться знать» подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы «учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного «учиться жить» вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество «учиться быть» акцентирует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду Отчет «Образование: сокрытое сокровище», Международная комиссия по образованию для XXI в. под председательством Жака Делора.
Пять ключевых компетенций: (Совет Европы по образованию) Политические и социальные. Компетенции, относящиеся к жизни в поликультурном обществе. Компетенции ,относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Способность учиться в течении всей жизни
Результат Технологии обучения Приоритетная педагогическая задача Информационная компетентность и языковая компетентность —«знать» Информационные, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций Организация работы с потоками информации, развитие мышления Социальная компетентность — «жить вместе» Организации группового взаимодействия, организации дискуссии и др. Организация группового взаимодействия
Личностная компетентность — «быть» Организации самостоятельной работы, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности Развитие субъектностии самостоятельности Предметно-практическая компетентность —«делать» Организации проектной деятельности, творческой и учебно-исследовательской Организация продуктивной образовательной деятельности
Модернизация технологии: Позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания профильного образования, поскольку требуются новые формы его организационного освоения модульное обучение балльно-рейтинговая оценка учебных достижений старшеклассников
2. Технологии включающие учащихся в различные виды деятельности исследовательская творческая проектная деятельности
3. Технологии работы с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения информационные технологии технология дистанционного обучения технология развития критического мышления посредством чтения и письма технология проблемного обучения
4. Технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности технология организации группового взаимодействия технология организации дискуссии и др.
5. Технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей технология организации самостоятельной работы, технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.
6. Технологии контекстного обучения, или кейс-технологии, позволяющие решать допрофессиональные задачи технология анализа конкретных ситуаций технология организации имитационных игр и др.
Анализ СПТ Проблемное обучение Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Механизм: поисковые методы, постановка познавательных задач
Концентрированное обучение Цель: создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Сущность: глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Механизм: методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся Анализ СПТ
Модульное обучение Цель: обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Сущность: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Механизм: проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Обозначения: 1 - 1-й уровень, слабо способствует достижению данного параметра; 2 - 2-й уровень, способствует достижению по отдельным компонентам; 3 - 3-й уровень, способствует наиболее полной реализации параметра
Характеристики технологий Т е х н о л о г и и Объяснител.- иллюстратив. обучение Технология разноуров- невого обучения Технология модульного обучения Технология учебной дискуссии Технология учебной деловой игры Технология проблемного обучения Технология Мастерских Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Доминирует формирование теоретических знаний 3 3 3 2 2 3 2 2 2 Доминирует формирование практических умений При использовании наглядности 2 3 2 3 2 2 3 2 Способствует развитию памяти 2 2 3 2 3 3 2 3 3 Способствует развитию мышления Ситуативно 2 2 3 3 3 3 3 3 Формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность 2 3 3 3 3 3 3 3 3 Формирует положительные эмоции Ситуативно Ситуативно Ситуативно 3 3 3 3 3 3 Ориентирует отвечать на вопросы: кто? что? да да да Ориентирует отвечать на вопрос: как? да да да да да да да Ориентирует отвечать на вопрос: зачем? да да да да
Количество решений Одно Одно В зависимости от заданий Много В зависимости от заданий Много Много Много Много Позиция учителя "Сверху" "Сверху" Рядом Рядом, вместе Рядом, вместе, один из всех Впереди, рядом, вместе, один из всех Один из всех Рядом Рядом Потребление продукта (интеллектуального, эмоционального, материального) 3 3 В соответствии с целями учителя 2 1 1 2 (если учитель впереди) 1 1 1 Производство продукта (в виде своих способностей) 1 1 3 2 3 3 2 3 3 Взаимообмен продуктом (интеллектуальным, эмоциональным, материальным) 1 1 2 2 2 В зависимости от позиции учителя 3 1 3 Материальные затраты при подготовке к занятиям Обычное оборудование Уровневые программы Модули При КСО: учебные материалы для каждого ученика Дополни- тельная литература: книги, словари, справочники Дополни- тельное оборудование, дополни- тельная литература Обычное оборудование Обычное оборудование Тексты для каждого или обычное оборудование Временные затраты на подготовку к учебному занятию Зависят от подготовленности учителя Как и при традиционном обучении Значительные (составление МП, модулей, их размножение) Несколько больше, чем при традиционном Могут быть значительными Несколько больше, чем при традиционном Несколько больше, чем при традиционном Несколько больше, чем при традиционном Как и при традиционном обучении Расход учебного времени В пределах учебного плана Зависит от темпа учения школьника Может увеличиться Большой, в дальнейшем окупается Большой, в дальнейшем окупается Большой, в дальнейшем окупается Большой Большой Большой, в дальнейшем окупается Способствует формированию ценностных ориентаций Ситуативно 1 2 3 3 3 3 2 3 Объяснит.- иллюстрат. Разноуровн. обучение Модульное обчение Учебная дискуссия Учебная деловая игра Проблемное обучение Мастерские Проектное обучение Критическое мышление
Знания, даваемые насильно, душат разум. А. Франс Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете. И.В. Гёте
Здоровья!!! Творчества!!! Удачи!!!