Тема 1. Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО Тихомирова Е.Л., к.п.н., доцент, декан факультета социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» 900igr.net
Компетентностный подход в образовании
Подход, для которого характерна ориентация образования на конечный практический результат Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера образования Сущность компетентностного подхода
Сущность компетентностного подхода Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях Компетентностный подход подразумевает создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного пространства Сущность компетентностного подхода
Сущность компетентностного подхода Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования Основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить Сущность компетентностного подхода
Сущность компетентностного подхода Знания полностью подчиняются умениям В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем Сущность компетентностного подхода
Сущность компетентностного подхода С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучающихся, рост их личностного потенциала Сущность компетентностного подхода
В компетентностном подходе выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность Компетенция и компетентность
В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости Компетенция
Компетенция Компетенция – не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизованное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере Компетенции как поведенческие модели развиваются не только через усвоение содержания образования, но и образовательной средой школы и используемыми методами обучения Компетенция
Компетентность Компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией (соответствующими компетенциями) Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) школьника и минимальный опыт деятельности в заданной сфере Компетентность
Компетентность образовательная - способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях Компетентность образовательная
Образовательные компетенции Образовательные компетенции дифференцируются на следующие виды: ключевые/ метапредметные/ универсальные (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов) Образовательные компетенции
2. Системно-деятельностный подход в образовании
1) личностное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах образовательного процесса. Данное положение предполагает активность школьника, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания (их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования); Концептуальные положения личностно развивающего образования:
Концептуальные положения личностно развивающего образования: 2) критериями эффективной организации образования выступают параметры личностного развития; 3) в качестве психолого-дидактической единицы образования рассматривается учебная ситуация; Концептуальные положения личностно развивающего образования:
Концептуальные положения личностно развивающего образования: 4) социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами развития школьников, создания авторских учебных дисциплин и формирования индивидуального стиля деятельности; 5) ориентация на индивидуальную траекторию развития личности школьника приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в федеральных государственных образовательных стандартах, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности в разнообразных видах деятельности; Концептуальные положения личностно развивающего образования:
Концептуальные положения личностно развивающего образования: 6) залогом полноценной организации образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучающихся. Обучение предоставляет уникальную возможность для организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно развивающее образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса Концептуальные положения личностно развивающего образования:
Развитие происходит в деятельности => Внедрение системно-деятельностного подхода
В системно-деятельностном подходе категория "деятельность" занимает одно из ключевых мест, а сама деятельность рассматривается как своего рода система Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие Системно-деятельностный подход (СДП)
представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно-деятельностный подход позволяет:
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности
Актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, взаимосвязи профессий и пр.) Принципы системно-деятельностного подхода
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности Принципы системно-деятельностного подхода
Главной задачей педагога является создание условий для организации такой деятельности школьников, которая подготавливала бы их к самостоятельной жизни в обществе
наличие у школьников познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение школьниками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение школьниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Деятельностный подход к обучению предполагает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Системно-деятельностный подход в основной школе обеспечивает:
От предметноцентрированности к центрированности на личности обучающегося! Лозунг ФГОС
Учёт личностных особенностей и потребностей ученика Акцент на самостоятельной деятельности и рефлексии Повышение личной ответственности ученика за результаты обучения Признаки центрированности на обучающемся
Информационный (традиционный тип обучения), центрированный на предмете Педагог- передатчик информации Учащийся- восприни- матель информации Объем передаваемой информации Результат образования – ЗУН
Педагог- менеджер, модератор Учащийся- партнер Формы активного обучения и взаимодействия Деятельностный тип обучения, центрированный на учащемся
Традиционная дидактика Деятельность педагога Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность педагога и ученика
Сознательное учение
3. ФГОС ООО
Основные характеристики ФГОС ООО новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к: соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 3. условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к: кадровым, финансовым, материально-техническим, иным условиям (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение) ФГОС ООО включает в себя требования к:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
4. ООП ООО
цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования определяет:
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся Основная образовательная программа основного общего образования направлена на:
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через
Разделы ООП ООО Целевой Содержательный Организационный Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ООП Система оценки достижения планируемых результатов Программа развития УУД Программы отдельных предметов Программа воспитания и социализации обучающихся Программа коррекционной работы Учебный план Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта
Программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна включать формирование компетенций обучающихся в области: использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской деятельности, проектной деятельности
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна включать такие направления, как: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность
5. Учебный план ООО
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения) Учебный план основного общего образования определяет:
филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) В учебный план ООО входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов
Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения
6. Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
7. Учебно-методический комплекс (УМК)
Учебник + Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) + Методическое пособие + Средства для контроля и самоконтроля + Средства для самостоятельной работы + … УМК по предмету
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ К ТЕМЕ.