Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования 9.04.12. Пермь. 900igr.net
Действия подростка с несформированной учебной грамотностью Уверенность в своем знании, отсутствие представлений о своем дефиците. Ожидание инструкций по восполнению своих дефицитов, ценных указаний Готовность действовать в знакомых ситуациях Готовность следовать предложенному взрослым плану Готовность всегда обращаться к взрослому как к авторитетному источнику оценки
Учебная грамотность 8 Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата 1.1.1. Готовность к постановке новых учебно-познавательных задач и проблем обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации определение границы собственного знания/незнания фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способ действия и условий задачи установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация) 1.1.2. Готовность к решению новых учебно-познавательных задач и проблем направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.) определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,
Учебная грамотность Показатели Диагностируемые проявления образовательного результата 1.1.3. контрольно-оценочная самостоятельность определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев определение критериев для оценки результатов действия критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности) самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.) адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, выбор или создание критериев оценивания оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку
Действия подростка с несформированной коммуникативной грамотностью Готовность обращаться ко взрослому и ориентироваться прежде всего на его суждение
Коммуникативная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата 1.2.1. Готовность действовать совместно с другими организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы. умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио-видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации 1.2.2. Понимание точки зрения, отличной от собственной определение цели и адресата устной и письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции использование в своей речи (устной и письменной) логических и риторических приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией гибкое изменение текста коммуникации в зависимости от реакции аудитории 1.2.3. Готовность к координации разных точек зрения высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы поиск путей разрешения содержательных конфликтов
Действия ребенка с несформированной информационной грамотностью Не вовлечен в информационное пространство
Информационная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата 1.3.1. Грамотность чтения и письма информационных текстов воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте 1.3.2. Знаково-символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создания сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними 1.3.3. Решение задач с применением ИКТ технологий планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму
Качество образования Совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития Социальные эффекты: запрос и потребность. *
Новообразование подросткового возраста Ответственность Инициативность Самостоятельность Как увидеть? Готовы ли мы взаимодействовать с таким подростком?
Международный опыт «Общее образование» - индивидуализированное образование. Разные образовательные траектории, начиная со средней школы.
Новые результаты – новое содержание образования Учебный план: вариативная часть Нелинейное расписание Внеурочные виды деятельности
Расписание занятий 5. Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя Занятия 7 класс 8 класс 9 класс 8.30-9.15 Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – 10.15 Погружение по географии Погружение по физике Погружение по истории 10.30 – 11.15 11.30- 12.15 Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) 12.30 – 13.15 Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) 13.30 – 14.15 Уровневые группы по английскому и французскому языку 14.15-15.15 Обеденный перерыв, отдых 15.15-16.00 Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) 16.15 – 17.00 Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции
Перечень исходных данных для формирования (построения, составления) расписания. В образовательной программе ОУ должны быть зафиксированы все типы занятий, проведение которых может быть организовано в школе. Программа по предмету должна содержать раздел: виды учебной деятельности. Календарно-тематическое планирование должно содержать графы: вид тип занятия, сроки.
Нелинейное расписание Ни один ученик в одно и тоже время, не может находиться более чем на одном уроке, и более чем в одно месте (аудитории); Любой учитель, в одно и тоже время, может проводить какое-либо занятие более, чем у одной группы, более чем в одном кабинете (учитывая on-line - занятия); В одном учебном помещении (учебной аудитории, кабинете или другом месте) может проводиться занятие для более чем одной группы более чем с одним учителем.
Нелинейное расписание Разновозрастные группы Непостоянный состав групп Могут быть меняющиеся педагоги по одной дисциплине Разные формы проведения занятий (в том числе виртуальные)
Результаты мониторинга ФГОС НОО В начальной школе урок – по-прежнему основной формат образования. Почему? Школа как место проб: Для подростка, для учителя, для управленца?
Новое качество – новые подходы к оценке Оценивание для отбора и оценивание для обучения Система оценки качества образования должна обеспечивать разумный баланс между внешней и внутренней оценкой качества образования (общий результат достигается индивидуальными способами).
Формирующее оценивание ФО по отношению к ребенку – информация для корректировки задач и средств ребенка ФО по отношению к учителю – средство развития учителя. Готовы ли педагоги включаться в деятельность? В чем ресурс системы управления?
РСОКО: новый функционал Региональным службам по оценке качества следует интересоваться не результатами учеников этой школы в данное время, а тем, как школа оценивает эти результаты, как она строит стратегии по их улучшению. Оценка оценки!
Как обеспечить новое качество образования? Какого рода оценка качества может его инициировать? Невозможность авторитарного «насаждения» нового качества: несвободный педагог не может создавать условия для детской свободы от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества»
Роль личности учителя в истории реализации ФГОС Субъектность и мотивация Учебная деятельность педагога как условие построения подростковой школы: Цель (УУД не могут быть заданы как внешняя задача) Обнаружение несовпадения с результатом Поиск средств и корректировка цели Проблема «профессионального выгорания»: что такое «рутина»?
Структурная схема системы оценки качества ООО Основные элементы системы: оценка индивидуальных учебных достижений (планируемых результатов) школьников; экспертная оценка содержания и реализации основной образовательной программы основного общего образования; оценка образовательной среды основной школы в образовательном учреждении *
Индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка готовности к обучению на «переходе» учащихся из начальной в основную школу; оценка индивидуального прогресса учащихся в ходе непосредственного образовательного процесса; промежуточные мониторинговые исследования регионального уровня по оценке формированию метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков; формативное (формирующее) оценивание для обучения; оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также социальный опыт подростков; итоговая (государственная) аттестация выпускников основной школы. *
Экспертная оценка ООП ООО Самообследование и внешняя оценка (экспертиза) образовательных программ направлены на определение и оценку: достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленных в Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей (для профессионального образования), родительской общественности Результаты общественно-профессиональной экспертизы должны стать основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ. *
Оценка (экспертиза) условий реализации ООП Условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения ООП; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; эффективного использования времени, отведенного на реализацию ООП; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективность самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников; включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. *
Требования к инструментарию оценки результатов качества образования учащихся ОШ (откуда берется инструментарий? Место инициативы) 1 . На уровне образовательного учреждения 1.1.На ученическом уровне: На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего: на самооценку собственных учебных действий учащегося; на выработку критериальной основы для оценки действий учащихся; на рефлексивный характер действий учащихся; на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя) Ключевой объект оценки - учебные и иные действия учащегося *
1.2. На педагогическом уровне: 1.2.1. Для формирующего оценивания комплекс инструментов должен: фокусировать внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания, давать учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий учащихся, работать на улучшение качества учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок; иметь широкий ассортимент простых техник, которые легко и быстро освоить учителю для получения от учеников обратной связи относительного того, как они учатся; носить непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты) *
1.3. На административном уровне: 1.3.1. Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям: ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год; устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года. *
1.3. На административном уровне: 1.3.2. Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов учащихся должен отвечать следующим требованиям: носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса; устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим. *
1.3. На административном уровне: 1.3.3. Инструментарий для оценки рабочих учебных предметных программ должен отвечать следующим требованиям: выявляет деятельностный характер содержания учебной дисциплины; определяет возможности достижения запланированных образовательных результатов данной программой; устанавливает соотношение разных форм учебной деятельности в предмете; определяет возможности самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся в рамках данной программы 1.3.4. Инструментарий для мониторинга информационно-образовательной среды основной школы 1.3.5. Инструментарий для оценки деятельности педагогов при определении стимулирующей части оплаты труда *
1.4. На общественно-профессиональном уровне: 1.4.1.Оценку качества деятельности педагогов на этом уровне могут осуществлять профессиональные ассоциации, союзы, объединения, в которые может входить педагог ОУ. 1.4.2.Оценку качества образования учащихся должно осуществлять прежде всего родительского сообщества ОУ *
2. На муниципальном уровне: На муниципальном уровне проводится внешняя комплексная оценка образовательных учреждений, которая опирается на данные региональной оценки (мониторинговые исследования и итоговая (государственная) аттестация, а также данные муниципальной внешней оценки условий реализации ООП и муниципального задания *
3. На региональном уровне: На региональном уровне внешняя оценка качества начального и основного общего образования проводится прежде всего с использованием следующих оценочных процедур: мониторинговых исследований в определенных ключевых точках общего образования (стартовая диагностика в 1-м и 5-м классе; промежуточная диагностика в 7-м классе); мониторинговых исследований по важным аспектам реализации ФГОС ОО; итоговой (государственной) аттестации в 9-м классе; государственно-общественная, общественно-профессиональная экспертиза в ходе аккредитации образовательного учреждения. *