Муниципальное общеобразовательное учреждениеГашунская средняя общеобразовательная школа №4 Педагогическое проектирование Автор:учитель русского языка и литературыМОУ Гашунской СОШ №4Нечаева Л.В. п.Байков 2010г.
Тема проекта Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении
Проблема-это всегда препятствие Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития;Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны.Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.
Анализ и литература Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас.Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются:С.Л. РубинштейнД.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин,М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. МахмутовИ.Я. Лернер.
Педагогические противоречия
Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает.«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» И.Я. Лернер
Проблема Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения
Проблемные преграды, которые нужно преодолеть: отсутствие критичности ; самоуверенность; раздражительность;несовместимость с соседом по парте;застенчивость;слабое здоровье;неуверенность;грубость;лень.
Цель: формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.
Задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением.Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению.Раскрыть сущность проблемного обучения.Обозначить условия успешности проблемного обученияОпределить методы и формы проведения проблемных уроков.Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников.Организовать исследовательскую работу.
Условия успешности создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях);создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся;обеспечение обучаемых совокупностью знаний;формирование умений решения проблемных задач;
Формы и методы работы Групповая(группы постоянного и переменного состава);микрогрупповая;работа в парах;индивидуальная;коллективная.*проблемное изложение знаний;*изложение знаний с проблемным началом;*частично-поисковый;*исследовательский
Основные виды проблемного урока Урок –дискуссияУрок-проблемная лекцияУрок-семинарУрок-исследованиеВерсионный урокЭвристическая беседа
Методы обучения на проблемном уроке «коммуникативная атака»;опорные схемы;мозговой штурм;мозговая атака;«атака веером»;«ажурная пила» и другие.
Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;Анализировать факты и информацию;Творчески подходить к учебному материалу.
Ожидаемые результаты Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания);Оценивать результаты своей деятельности;Определять причины возникших трудностей и пути их устранения;Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется:*Общая культура и эрудиция;*Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;*Деловитость, ответственность.
Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знанийСовременные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.
Участники проекта Включение в новую деятельность;Самосовершенствование;Удовлетворённость в создании воспитывающей и развивающей среды*Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует;*извлекает из сознания ученика знания;*поощряет исследовательскую активность;*создаёт условия для совершенствования ученикане умел-научился;не знал – узнал;не имел- приобрёл;дал слово- сделал.
Сроки и этапы реализации
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких , которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой