Мозговой штурм
Мозговой штурм эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей группы для быстрого и эффективного решения поставленной задачиПринцип: группа людей высказывает мысли по поводу решения задачи.Никто не имеет право давать оценку идеям других участников Всего за несколько минут можно получить десяток идейКоличество не служит самоцелью, это основа для принятого решения «Штурм» можно считать удавшимся, если 5-6 высказанных идей послужат базой для решения проблемы
Методика проведения «мозгового штурма» 1. Выбор темы и приглашение участников2. Постановка задачи и ознакомление с правилами Цель – предложить наибольшее количество вариантов решения Важно заставить работать воображение.Любая идея подходит. Важно реализовать идеи других участников. Нельзя давать оценку предложенным идеям3. Секретарь записывает все предложенные идеиПри нарушении правил вмешивается ведущий Первый этап продолжается до тех пор, пока есть идеи4. Объявляется перерыв, чтобы участники настроились на критический лад. Теперь важно сгруппировать и развить идеи Из общего количества выбирают лишь те, которые могут решить задачу5. Подводятся итоги дискуссии Важно обсудить, действовали ли участники в командном ключе. Если дискуссия не принесла желаемого результата, следует обсудить причины неудачи.
Метод интенсивной атаки, его можно отнести к методам стимулирования и мотивации, метод интенсификации творческой деятельности
Форма сотрудничества малая группа
Сущность метода заключается в коллективной творческой деятельности учащихся по разрешению сложной проблемы
Достоинства: Выявление и развитие творческих способностей учащихся.Положительный эмоциональный настрой.Сотрудничество, навыки общения в условиях дефицита времени, ученики учатся слушать и слышать друг друга.Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.Тренинг навыка – кратко и четко формировать свою мысль.
Технология: до штурма Численность группы – 7-9 учащихся.До штурма группу инструктируют. Основное правило – никакой критики!В каждой группе выбирается или назначается ведущий, который следит за выполнением правил, может подсказать направления поиска идей.Группа выбирает секретаря, который будет фиксировать идеи.Первичное обсуждение и уточнение условия задачи.Определяется и фиксируется (можно на доске) время – до 20 минут.
Этапы штурма: Цель – наработать как можно больше идей1 этап. Создание банка идей 2 этап. Анализ идеиВсе высказанные идеи группа рассматривает критически. В каждой идее желательно найти что-то полезное, возможность ее усовершенствовать, применить в других условиях.3 этап. Обработка результатовГруппа отбирает 2-5 наиболее интересных решения (может быть, наиболее практичное и наиболее «дикое»).Представление результатов, обобщение, выводы.4 этап Рефлексия штурма: какие были сбои, нарушались ли правила и т.д.
Правила мозгового штурма: 1. Критика исключается! Можно высказывать любую мысль, даже фантастическую2. Чем больше высказывается идей, тем лучше.3. Высказывание идеи можно как угодно комбинировать, видоизменять, улучшать4. Свободная, доброжелательная обстановка при обсуждении проблемы5. Творческая готовность участников обсуждения к работе данным методомОбсуждение участниками семинара примеров использования мозгового штурма на уроках
Достоинства: Стимулирование и мотивация.Приемы, которые использует преподаватель, применяя данный метод:Образное представление объекта.Использование ассоциации.Прием экстраполяции (перенесение объекта в будущее, в другую ситуацию, прием «лестничных пролетов» - прогноз с точки зрения будущего, изменение параметров и др.