Педагогический эксперимента: проектирование, реализации, представление результатов .
* 1.Мнение: педагогический эксперимент в методическом исследовании ничего не доказывает, а значит он не нужен! Что такое педагогический эксперимент? Сущность методического исследования Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании
* Что такое педагогический эксперимент? Эксперимент (опыт) ‒ изменение объекта путем специально организованного воздействия Эксперимент имеет гностическую функцию Новаторская практика имеет прагматическую и гностическую функции
* Что такое педагогический эксперимент? Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях (В.И.Загвязинский,1982) Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического (методического) факта при определенных условиях)
* Особенности педагогического эксперимента Пед. эксперимент Проводится в естественных условиях Результатом его является получение педагогического (методического) факта Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях Эксперимент Проводится в лабораторных условиях Результатом является факт, обогащающий соответствующую науку Повторение не допускает изменения условий
* Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса
* Характер педагогического факта зависит от объекта эксперимента Деятельность педагога (учителя) Деятельность учащихся Личность ребенка Коллектив учащихся Влияние, оказываемое на ребенка
* Области понятий, связанных с педагогическим экспериментом Научный эксперимент Педагогический эксперимент Эксперимент Новаторская практика Практика Передовой пед. опыт Стандартизированная практика Массовый пед. опыт
* Сравнительные характеристики понятий: Педагогический эксперимент Следует за теоретической идеей Выявляет влияние выделенного фактора Опытная работа (передовой педагогический опыт) Требует последующего теоретического обобщения Дает суммарный результат без выявления степени влияния факторов
* Сущность методического исследования Методическое исследование ‒ процесс обучения учащихся определенному предметному содержанию Прикладной характер (практическая реализация) Результат должен обладать свойством массовости (применим во всей образовательной системе ‒ см. объект исследования)
* Сущность методического исследования Исследуется научная проблема, имеющая практическую актуальность Только теоретически получить и обосновать методический факт невозможно (слишком много факторов влияния ‒сверх сложная система)
* Необходимость постановки и проведения педагогического эксперимента следует из сущности методического исследования
* Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании Предварительный («разведочный») эксперимент Выявление состояния исследуемого явления в практике обучения Поиск приемов и способов изменения ситуации Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов) Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования
* Результаты эксперимента являются основанием для вывода о достижении цели методического исследования
* В методическом исследовании разрабатываются МММ Методика проведения исследования в целом Методика обучения учащихся… Методика проведения экспериментального исследования
* Методика проведения исследования в целом Наука Практика актуальность Объект Предмет Цель Задачи Проблема Гипотеза
* 2. Методика постановки и технология организации педагогического эксперимента в методическом исследовании Виды педагогического эксперимента: лабораторный /естественный абсолютный /сравнительный констатирующий/ поисковый/ формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий)
* Методика постановки эксперимента Констатирующий эксперимент ‒констатация состояния изучаемого явления Проводится в начале исследования Получают данные, которые подтверждают актуальность проблемы исследования и согласуются с гипотезой исследования
* Пример 1. Проблема отыскания причин снижения уровня грамотности выпускников школы Гипотеза если определить изменения при осуществлении познавательной деятельности учащихся, то это позволит выделить причины снижения уровня грамотности выпускников за счет выявления новых механизмов усвоения правописания
* Пример 2. Проблема ‒ поиск средств и условий развития интеллектуально ‒ творческой деятельности (ИТД)учащихся при обучении математике на этапе предпрофильной подготовки Гипотеза ‒педагогическое взаимодействие в процессе обучения математике будет способствовать развитию ИТД учащегося старшего школьного возраста, если в основе методики обучения будет лежать использование системы открытых заданий
* В ходе констатирующего эксперимента следует выявить: Уровень грамотности учащихся выпускного класса Сравнить его с результатами аналогичного исследования, например, 10‒летней давности Выявить особенности познавательной деятельности учащихся( на уроках русского языка и вне их), характерные для современной образовательной практики
* В ходе констатирующего эксперимента необходимо выявить уровень ИТД Какая деятельность называется ИТД По каким показателям можно судить о ее реализации в процессе изучения математики Какие уровни развития ИТД можно выявить в процессе обучения математике (алгебре или геометрии)
* Реальная цель констатирующего эксперимента Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня интеллектуально-творческой деятельности учащихся девятых классов, а также уровня знаний по теме «Симметрия».
* Методика проектирования констатирующего эксперимента Выделение объекта изучения (проблема и гипотеза) Определение конкретных целей эксперимента (уточнение целей) Разработка экспериментальных материалов Определение методов Организационные формы проведения Естественный
* Методы констатирующего эксперимента: Экспертная оценка (индивидуальная или коллективная) Наблюдение (объект, цель, план) Письменные опросы (анкетирование) учащихся Устные опросы (интервью) Анализ письменных работ учащихся предметного содержания
* Технология организации констатирующего эксперимента Определение группы учащихся (большая выборка 100‒200 чел.) Место и время проведения
* 2. Поисковый эксперимент(уточняющий) Цель ‒ уточнение гипотезы (проверка на небольшой группе, отдельных компонентов гипотезы, формулирование и проверка вспомогательных гипотез) Коррекция материалов для экспериментального обучения Естественный или лабораторный
* Схема взаимосвязи констатирующего и поискового экспериментов Констатирующий эксперимент Поисковый эксперимент (уточняющий гипотезу)
* 3. Формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий) эксперимент Строится только на основе гипотезы Разрабатывается методика проведения эксперимента: сравнительный или абсолютный; показатели, критерии
* Сравнительный эксперимент Контрольная и экспериментальная группы Принцип единственного различия (уравнивание остальных условий) Принцип единственного сходства ( проводится в разных условиях)
* Абсолютный эксперимент Проводится в одной экспериментальной группе Выявляется динамика изменения объекта изучения Используется, когда изучается развитие чего‒либо Требует предъявления индивидуальных и групповых результатов
* Схема динамики индивидуальных изменений
* Показатели и критерии Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления Пример: показатель ИТД ‒ оригинальность предъявленного решения задачи Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню) Пример: приводит решение, аналогичное ранее рассмотренному ‒ низкий уровень…
* Пример гипотезы: Процесс овладения читательскими навыками будет более эффективным при условии включения в школьный курс литературы интерпретации художественного текста средствами разных видов искусств
* Использование в процесс обучения ….технологий организации и сопровождения исследовательской деятельности старшеклассников является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции. Специальным образом организованная исследовательская деятельность старшеклассников в процессе обучения… Пример гипотезы:
* Пример гипотезы: Эффективность обучения русскому языку в 8 классе возрастет, если в процесс обучения будут включены (какие и куда?) технологии проблемного обучения
* Условия проведения формирующего эксперимента Проведение контрольного эксперимента для получения надежного результата Использование статистических методов для определения надежности полученных данных В условиях магистерского исследования ‒ апробация материалов
* Как и где в диссертации представлять результаты экспериментальной работы? Констатирующий эксперимент Где? Введение Первая (теоретическая) глава Экспериментальный параграф В приложении Как? Цели, материалы, организация Итоговые (количественные и качественные) результаты
* 2. Поисковый эксперимент Где? Методическая глава Описание материалов для экспериментального обучения Как? Замечания качественного характера
* 3. Обучающий эксперимент Где? Описание и результаты излагаются в отдельном параграфе (разделе диссертации) Как? Приводится: методика (с обоснованием) организация результаты (количественные и качественные)
* Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании ‒ Минск, 1972 Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования ‒ М.: Педагогика, 1982 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.3 (методы исследования)‒ М.: Педагогика, 1982 «Педагогика.ру» Сайт для студентов. http://pedagogy.ru Рекомендуемая литература: