Педагогический эксперимент Выполнила: студентка 1-го курса магистратуры «Дошкольное образование» Иванова Е.В. .
Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных условиях (В.И.Загвязинский,1982) Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического (методического) факта при определенных условиях) * Что такое педагогический эксперимент?
Особенности педагогического эксперимента * Проводится в естественных условиях; Результатом его является получение педагогического (методического) факта; Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях;
Педагогический факт ‒ любое объективно существующее явление педагогического процесса *
Деятельность педагога (учителя) Деятельность учащихся Личность ребенка Коллектив учащихся Влияние, оказываемое на ребенка * Характер педагогического факта зависит от объекта эксперимента
Методическое исследование ‒ процесс обучения учащихся определенному предметному содержанию Прикладной характер (практическая реализация) Результат должен обладать свойством массовости (применим во всей образовательной системе) * Сущность методического исследования
Исследуется научная проблема, имеющая практическую актуальность Только теоретически получить и обосновать методический факт невозможно (слишком много факторов влияния ‒сверх сложная система) * Сущность методического исследования
* Необходимость постановки и проведения педагогического эксперимента следует из сущности методического исследования
Предварительный эксперимент Выявление состояния исследуемого явления в практике обучения Поиск приемов и способов изменения ситуации Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов) Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования * Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании
Методика проведения исследования в целом Методика обучения учащихся… Методика проведения экспериментального исследования * В методическом исследовании разрабатываются МММ
Виды педагогического эксперимента: лабораторный /естественный абсолютный /сравнительный констатирующий/ поисковый/ формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий) *
Констатирующий эксперимент ‒констатация состояния изучаемого явления Проводится в начале исследования Получают данные, которые подтверждают актуальность проблемы исследования и согласуются с гипотезой исследования *
Выделение объекта изучения (проблема и гипотеза) Определение конкретных целей эксперимента (уточнение целей) Разработка экспериментальных материалов Определение методов Организационные формы проведения Естественный эксперимент * Методика проектирования констатирующего эксперимента
Экспертная оценка (индивидуальная или коллективная) Наблюдение (объект, цель, план) Письменные опросы (анкетирование) учащихся Устные опросы (интервью) Анализ письменных работ учащихся предметного содержания * Методы констатирующего эксперимента:
Определение группы учащихся (большая выборка 100‒200 чел.) Место и время проведения * Технология организации констатирующего эксперимента
Цель ‒ уточнение гипотезы (проверка на небольшой группе, отдельных компонентов гипотезы, формулирование и проверка вспомогательных гипотез) Коррекция материалов для экспериментального обучения Естественный или лабораторный * 2. Поисковый эксперимент(уточняющий)
Строится только на основе гипотезы Разрабатывается методика проведения эксперимента: сравнительный или абсолютный; показатели, критерии * 3. Формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий) эксперимент
Контрольная и экспериментальная группы Принцип единственного различия (уравнивание остальных условий) Принцип единственного сходства ( проводится в разных условиях) * Сравнительный эксперимент
Проводится в одной экспериментальной группе Выявляется динамика изменения объекта изучения Используется, когда изучается развитие чего‒либо Требует предъявления индивидуальных и групповых результатов * Абсолютный эксперимент
Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню) * Показатели и критерии
Проведение контрольного эксперимента для получения надежного результата Использование статистических методов для определения надежности полученных данных В условиях магистерского исследования ‒ апробация материалов * Условия проведения формирующего эксперимента
Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании ‒ Минск, 1972 Методы педагогических исследований /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробъева ‒ М.: Педагогика, 1979 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования ‒ М.: Педагогика, 1982 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.3 (методы исследования)‒ М.: Педагогика, 1982 «Педагогика.ру» Сайт для студентов. http://pedagogy.ru * Рекомендуемая литература: