Организация рефлексии на различных этапах урока в начальной школе Учитель начальных классов Савина Надежда Фёдоровна МБОУ «СОШ №6» Краснодарский край
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Учебная рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал себя).
* Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия на этапах урока I. Мотивирование к учебной деятельности. Взгляните за окно, какое яркое солнышко освещает наш класс, согревает нас своим теплом и лаской. Давайте и мы протянем ладошки к солнечному свету и наполнимся энергией, так необходимой нам на уроке Учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно? Верно, оно тёплое, жёлтое, весёлое, доброе… А давайте мыс ним немного поиграем (вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх, перебрасывают «солнышко» с руки на руки, подбрасывают солнышко. Улыбаются друг другу. А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко- пусть оно посмотрит, как мы работаем на уроке. I. Мотивирование к учебной деятельности. Учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Рефлексия на этапах урока I. Мотивирование к учебной деятельности. – Проверим готовность к уроку. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь – за работу Учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Рефлексия на этапах урока I. Мотивирование к учебной деятельности. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажем друг другу хором: -Мы умные! -Мы дружные! -Мы старательные! -Мы внимательные! -Мы отлично учимся, всё у нас получится! Учащиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание Рефлексия: (самооценка) Доволен своей работой Надо ещё постараться III. Проверка выполнения домашнего задания. Рефлексия: (оценка учителя)- -Чей ряд справился без ошибок? В награду музыкальная физминутка Нежный маленький бутон, Свёрнут туго-туго он. Солнце луч ему протянет, И бутон тот розой станет
IV. Постановка учебной задачи V. Усвоение новых знаний и способов действий. Бу/тон, ро/за, а/ист Рефлексия: Чьи мысли совпали с правилом? Рефлексия: Где одному трудно- вместе разберёмся. (Поговорка) Учащиеся получают эмоциональный восторг от того, что сами заметили и сформулировали правило
VI. Закрепление знаний и способов действий. Рефлексия: Проверяю себя ( выставление на листке себе оценки) нет ошибок-5 1-2 ошибки-4 3-4 ошибки-3 Самопроверка или взаимопроверка по ответам на мультимедийной доске
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке На какой вопрос нужно было ответить? Какой вид работы понравился больше? О чем хотели бы узнать подробнее? Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке знаю понимаю и могу могу научить не знаю понимаю применить другого
Прозвенел звонок, начинается урок.
Снова прозвенел звонок Начинается урок! Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем. Урок математики начнем.
Организация начала урока Громко прозвенел звонок – Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем и запоминаем, Ни минуты не теряем. Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее. Проверим готовность к уроку
Начинаем наш урок Не пройдёт он даром. Постарайтесь всё понять, Чтоб задачи без труда решать, Преобразовывать, считать, Смекать и рассуждать! Организация начала урока
Организационный момент На уроке наши глаза внимательно Смотрят и всё … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает).
Прозвенел для нас звонок, Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться.
Настрой на урок Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. Сегодня задачи будем решать. Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”. Кто хочет получить отметку «пять»? Тогда устный счет пора начинать.
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Актуализация знаний Будем мы считать, писать, и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
И прекрасна, и сильна Математики-страна! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять- Тему новую узнать.
Добро пожаловать на урок математики!
Весёлый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок!
Настрой на урок Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
Настрой на урок С добрым утром Начат день. Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать А работать и считать!
Настрой на урок Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Организация класса Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет, Книгам добрым, интересным… Мы всем классом шлём… привет!
Итак, друзья, внимание. Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнем же наш урок.
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Урок литературный, А мы народ культурный. На уроке не лениться, Всем работать, отвечать, Ну, а мы сегодня будем Наши знанья пополнять.
Сегодня на уроке : я повторил (а)… я узнал (а)… мне было интересно… мне было трудно …
К, прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички. Рефлексия Рефлексия Сегодня на уроке мы говорили… - Мне было трудно … - Мне понравилось… - Я доволен …
Как мы работали? Я работал с ______ настроением. Я доволен собой. Я испытал затруднения, когда ______ Я работал активно и не допускал ошибок. Я работал не очень активно и допускал небольшие ошибки. Я работал редко и допустил много ошибок. В конец
Рефлексия урока Что на уроке для вас было самым интересным? Что не понравилось вам на уроке? Какие трудности возникли у вас в ходе урока?
Рефлексивно-оценочный – Какие знания помогли на уроке? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы совсем справились и можете помочь другим. Вы считаете, что сможете сами решить задачи и примеры. Вы считаете, что было трудно на уроке.
Реши для себя.
Рефлексия урока Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие темы мы повторили? За что вы можете себя похвалить?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
№ Список учащихся 1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 17 18 19 22 23 24 25 26 29 30 1 2 3 4 5 6
«Гора успеха» Вершина, если всё поняли и можете объяснить другому. Середина, если вы всё поняли, но затрудняетесь объяснить другому. Основание, если пока трудно решать задачи, примеры.
минорное настроение мажорное настроение
Настроение сегодня у меня…
Рефлексия Я хорошо потрудился на уроке, многое узнали о городах-курортах, справились с олимпиадой Что-то осталось неясным, не всё понравилось на уроке вам было скучно и не интересно на уроке
Вы считаете, что можете решать примеры нового вида , но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
Рефлексия БЫЛО ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО БЫЛО ИНТЕРЕСНО, НО НЕКОТОРЫЕ ЗАДАНИЯ ВЫЗЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ. МНЕ БЫЛО ГРУСТНО! Я НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.
Рефлексия настроения «Солнышко» Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией
«Я» 0_______________10 «МЫ» 0_______________10 «ДЕЛО» 0_______________10
«Для меня сегодняшний урок» Урок Я на уроке Итог 1) Интересно 1) Работал 1) Понял материал 2) Скучно 2) Отдыхал 2) Узнал больше, чем знал 3) Безразлично 3) Помогал 3) Не понял
«Кораблик»
Урок литературного чтения 3 класс Тема : Николай Носов «Федина задача»
«Мишень»
Знакомство с историей олимпийских игр, формирование активной гражданской позиции. актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Параолимпийских зимних играх, имеющейся у школьников; – расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх; воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань – хозяйку олимпийских игр.
Россия
* «РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН» Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …
Книга Умная, занимательная Учит, развлекает, помогает С книгой можно путешествовать Друг
Медведь Спокойный, сильный Спит, охотится, ловит Мне бы хотелось его увидеть Хищник
Земля Большая, прекрасная Кормит, одевает, заботится Земля общий дом людей Труженица
Лес Большой, богатый Кормит, одевает, учит Ребята, пожалуйста, берегите его Кормилец
Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе. сложа руки смотрел во все глаза мотал на ус засучив рукава бить баклуши не покладая рук ловил мух считал ворон спустя рукава работал до седьмого пота держал ушки на макушке
Узнал что-то новое Научился Расстроился Получил радость Удивился Ничего не понял Я «Лист самооценки» Фамилия, имя ученика_____________________________
«+» «–» «?»
На уроке было много непонятного, устал На уроке узнал новое, всё было понятно Хочу ещё узнать что-нибудь о …….
Рефлексия - Да, я умею решать задачи . - Не хватает уверенности в решении задач . - Пока я затрудняюсь в решении задач .
Рефлексия: Что особенно понравилось? Что осталось не совсем понятным? 3.Кто хорошо работал на уроке?
«Метод пяти пальцев» М (мизинец) – мышление Б (безымянный) – близость цели С (средний) – состояние духа, настроение У (указательный) – услуга, помощь Б (большой) – бодрость, здоровье
Для меня тема была важной и интересной узнал много нового мне было трудно мне было комфортно для меня было недостаточно информации
Рефлексия На сегодняшнем уроке я узнал.. На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
Спасибо за работу. - Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достигла? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Спасибо за внимание Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Спасибо за внимание!