ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
ПОРТФОЛИО Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Представленные в портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.
Примерная структура и содержание портфолио (2014) 1 раздел (ориентиры и основания) Оглавление Общие сведения о педагогическом работнике Копии документов 2 раздел (Результативность и качество – динамика учащихся) Результативность педагогической деятельности 3 раздел (средства и методы достижения качества и результатов) Научно-методическая деятельность Учебно-материальная и техническая база
Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
Оглавление Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов. Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей).
Общие сведения о педагогическом работнике ФИО. Дата рождения. Сведения об образовании. Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ. Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени). Занимаемая должность (указать с какого времени). Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны). Наличие почетных и ученых званий, наград. Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной и др.) Повышение квалификации (за последние 5 лет) Контактный телефон и электронный адрес.
Копии документов диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании); аттестационный лист; документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; наиболее значимые почетные грамоты, благодарственные письма; свидетельства об обобщении опыта работы; удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации; приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.
Учебно-материальная и техническая база наличие словарей, справочной литературы по предмету; наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; наличие аудио- и видеопособий; наличие технических средств обучения (телевизор, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.); другие документы по желанию учителя.
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио Портфолио предъявляется на бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию)
1 этап. Экспертная оценка портфолио. № п/п Показатели Оценка (в баллах) (1-5) 1 2 3 4 5 1 Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио. 2 Эффективность профессиональной педагогической деятельности. 3 Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога. 4 Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. 5 - очень высокая степень выраженности показателей; 4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет». 3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение». 2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да». 1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
2) Экспертная оценка портфолио. № п/п Показатели Оценка (в баллах) (1-5) 1 2 3 4 5 5 Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций). 6 Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя. 7 Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции). 8 Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности.
2) Экспертная оценка портфолио. № п/п Показатели Оценка (в баллах) (1-5) 1 2 3 4 5 9 Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции). 10 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации. 11 Открытые уроки и мероприятия. 12 Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование. При количественном анализе результатов экспертизы баллы суммируются и делятся на 12. Балл заносится в экспертный лист оценки портфолио и итоговый лист экспертной оценки.
Оценки экспертов (в баллах) 5 - очень высокая степень выраженности показателей; 4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет». 3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение». 2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да». 1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
Групповая работа Формирование раздела портфолио «Результативность педагогической деятельности» Задание: Представленные материалы нужно распределить на три группы: критерии (12), показатели, источник информации. Смоделировать структуру данного раздела, выстроив логическую последовательность: Критерий показатели источник инф.
Схема портфолио
критерии 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией 2. Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной , творческой, физкультурно-спортивной деятельности 4. Познавательная активность обучающихся по предмету
критерии 5. Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов 6. Участие в экспериментальной, инновационной деятельности 7. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной 8. Признание профессиональным сообществом высокой квалификации педагогического работника
критерии 9. Активное участие в работе МО, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах 10. Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса 11. Личностные и профессиональные качества педагогического работника 12. Высокие сертифицированные достижения педагогического работника