Новые подходы к преодолению и профилактике дислексии у учащихся 1-х классов с ОНР МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» Учитель-логопед Егошина Анна Владимировна
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.» Я.А. Каменский
Исследование чтения у учащихся 1-х классов с ОНР (октябрь, 2013 г.) (Тестовая методика Г.Л. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»)
Дислексия—это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обуслов-ленное несформированностью (наруше-нием) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Классификация дислексии (по Р.И. Лалаевой)
Речевые и психологические особенности детей с ОНР недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи; бедность словарного запаса.
Исследование мотивационной готовности к обучению учащихся 1-х классов с дислексией (октябрь, 2013 г.) («Беседа о школе» -модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Методическая тема «Новые походы к преодолению и профилактике дислексии у учащихся 1-х классов с ОНР» »
Новизна Применение методики Д. Дейвиса с целью коррекции и профилактики дислексии и повышения мотивационной готовности к школьному обучению у учащихся 1-х классов с ОНР.
Цель: Разработка системы работы по коррекции и профилактике дислексии у учащихся 1-х классов с ОНР. Задачи: Провести диагностическое обследование навыка чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи. Проанализировать особенности развития мотивационной готовности к обучению у детей с дислексией. Изучить методику Рональда Д. Дейвиса по устранению дислексии и использовать элементы данной методики в коррекции и профилактике нарушения чтения у младших школьников с ОНР. Разработать методический материал по формированию образа букв у учащихся с дислексией. Активно взаимодействовать с педагогом - психологом, учителями начальных классов по формированию навыка чтения и развитию личностных качеств учащихся с ОНР. Выявить эффективность коррекционного обучения .
Принципы коррекционно-развивающей деятельности единство диагностики и коррекции; учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; комплексность методов психологического и логопедического воздействия; активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Рональд Д. Дейвис - основатель Центра по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в штате Калифорния, США.
Методика Д.Дейвиса оценка способности восприятия; переключение; разрядка и проверка; точная настройка; координация; освоение символов; три шага к легкому чтению; освоение символов применительно к словам.
Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры. Метод "озвученного" чтения.
Шнуровка «Найди букву» Нетрадиционные методы формирования образа букв
Выдувание букв на песке «Волшебные бусы» Выкладывание букв из пробок
«Волшебный мешочек» Штриховка Выкладывание букв из фасоли
Исследование чтения у учащихся 1-х классов с ОНР (апрель, 2014 г.) (Тестовая методика Г.Л. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» )
Исследование мотивационной готовности к обучению учащихся 1-х классов с дислексией (апрель, 2014 г.) («Беседа о школе» - модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Практическая значимость Методические рекомендации и дидактические материалы «Копилочка компьютерных игр» по формированию образа букв при обучении чтению
Спасибо за внимание!