Эксперименты в поэзии
Серебряный век Поэзия рубежа двух веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д
А.Кручёных Вот как высказывался поэт А.Крученых в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора): "... У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел... Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: дыр бур щил убещур скум вы со бу р л эз (кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина)не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".
Серебряный век В это же время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:
Константин Бальмонт В своей поэзии Бальмонт пользовался музыкально-звукоподражательными свойствами словесных звучаний. В стихотворении «Кони бурь» (1910) звук р в сочетании с иными звуками подражает раскатам грома, метафорически выраженного через ржание коней:
«Кони бурь» (1910) Ржали громы по лазури, Разоржались кони бурь И, дождавшись громкой бури, Разрумянили лазурь. Громы, рдея, разрывали Крепость мраков, черный круг, В радость радуги играли, Воздвигали рдяность дуг...
«Шорохи» (1910) Шорох стеблей, еле слышно шепчущих, Четкое в чащах чириканье птиц, Сказка о девах, в заклятии спящих, Шелест седых, обветшавших страниц...
«Тоска степей» Звук зурны звенит, звенит, звенит, звенит, Звон стеблей, ковыль, поет, поет, поет, Серп времен горит сквозь сон, горит, горит, Слезный стон растет, растет, растет, растет...
Зинаида Гиппиус
Японская поэзия
Хокку Стихотворения из трёх строчек
Басё Не слишком мне подражайте!Взгляните, что толку в сходстве таком?Две половинки дыни.
Басё Весна уходит.Плачут птицы. Глаза у рыбПолны слезами.
Басё В чарку с вином,Ласточки, не уронитеГлины комок.
Оницура Скелеты своиЛюди в шелка завернули.Глядят на цветы.
Кикаку Камнем бросьте в меня!Ветку цветущей вишниЯ сейчас обломил.
Кикаку Мошек легкий ройВверх летит - плавучий мостДля моей мечты.
Кикаку Качается, качаетсяНа листе бананаЛягушонок маленький.
Танку Стихотворения из пяти строчек
Таясу Мунотэкэ Свирепая буряС деревьев срывает листву -Сегодня впервыеЯ вспомнил с тоской запоздалойО красках осеннего сада. Осенняя буря
Не плачет навзрыд,Но пламени молча отдавшись,Горит светлячок, -Наверное, так же, как я,Любовным недугом объят...
Татибана Акэме Право, приятно,Когда просидишь целый деньДома за книгой,Вдруг у ворот услыхатьБлизких друзей голоса.
Домашнее задание Творческая работа «Мой словесный эксперимент»