Троненко Елена Александровна учитель русского языка и литературы I квалификационной категорииМОУ СОШ с.НовогромовоЧеремховского районаИркутской области
« Методика развития творческого воображения на уроках русского языка»
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» Альберт Эйнштейн
Модули методики развития творческого воображения Развитие творческого воображения через обучение словесному рисованию Развитие творческого воображения через использование аналитико- синтетических упражнений Развитие эмоциональной памяти
Обучение словесному рисованию Цель : Введение на первоначальном этапе основного минимума знаний об образных средствах – эпитете, метафоре, сравнении, олицетворении; Создание речевых ситуаций, способствующих осмыслению и применению в собственной речи образных средств. Подберите эпитеты, сравнения,метафоры к словам «мелодия», «заря», «дождик». Прослушав стихи,музыку, рассмотрев пейзажную зарисовку, выразите свои чувства, используя художественные детали. Составьте «диафильм» к произведению или его эпизоду : разбейте на «кадры», опишите содержание каждого «кадра», подберите надписи из текста.
Использование аналитико-синтетических упражнений Цель : Мотивация к созданию речевых ситуаций; Обучение созданию речевого произведения, адекватного ситуации. Попробуй «подсмотреть» жизнь хорошо знакомого тебе предмета: обычного утюга, маминой расчески, твоего учебника. Расскажи о его заботах. Если бы он мог говорить, хвастался бы он или жаловался? Придумай что-нибудь экзотическое. Например, «Автобиографию ужина, им самим собственноручно написанную». Составь диалог двух одинаковых предметов, которые попали в разные обстоятельства. Например, встретились два чайника, один из которых живет в буфете иностранной фирмы, а второй имеет хозяина -студента-туриста, который с чайником просто не расстается…
Развитие творческого воображения через эмоциональную память Цель: Развивать воображение через умение воспроизводить пережитое, создавать из отдельных его частей нечто новое, еще неизвестное; Через систему упражнений способствовать развитию пяти анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Упражнение на тренировку зрительного восприятия : «Оживление» картины. Глядя на картину, представьте себе, что все изображенное на ней приобрело способность двигаться, ожило.Себя представьте участником этого действия Упражнение на тренировку слухового восприятия Попытайтесь создать слуховые ощущения знакомых звуков, например: стук дождя по стеклу; шум морского прибоя; звонок телефона; перестук колес поезда; шум приближающегося трамвая;
Упражнения для тренировки обоняния Представьте ситуацию. Праздник. Накрытый стол. Жареный гусь. Салат оливье, винегрет. На блюде ложечка с горчицей. -Утро. Вы умылись и готовите завтрак. На плите кофе. На столе жареный картофель, свежее масло, теплый хлеб. Постарайтесь вызвать и запомнить каждый запах. Упражнение на тренировку осязания и тактильных ощущений Создайте тактильные образы, Соответствующие картине. Лето. Вы берете на берегу горсть мокрого морского песка, постепенно высыпаете его и, наклонившись, берете той же рукой горсть сухого, горячего песка. В песке много галек. Они горячее песка. Песок протекает сквозь пальцы, и в руках остаются несколько горячих камешков.
Уровень развития творческого воображения
У феи глазки …, Все на траву она глядит. У ней наряды …, Опал, топаз и хризолит. Есть жемчуга из света …, Каких не видел глаз ничей. Есть поясок покроя … Из ярких солнечных лучей. Еще ей платье … Дал колокольчик полевой, Сулил ей счастье … Звонил в цветок свой …. Росинка, с грезой …, Зажглась … огоньком. А ландыш свечкою … Горел на свадьбе Светлячком.
У феи глазки изумрудные, Все на траву она глядит. У ней наряды дивно - чудные, Опал, топаз и хризолит. Есть жемчуга из света лунного, Каких не видел глаз ничей. Есть поясок покроя струнного Из ярких солнечных лучей. Еще ей платье подвенечное Дал колокольчик полевой, Сулил ей счастье бесконечное Звонил в цветок свой голубой. Росинка, с грезой серебристою, Зажглась алмазным огоньком. А ландыш свечкою душистою Горел на свадьбе Светлячком.
Представьте, что Фея Радуги пригласила вас на бал красок в свой волшебный дворец. Каждый цвет должен принести на бал какой – либо дар. Опишите, что принесет с собой каждый цвет. Что принесете с собой вы?
Какие цвета соответствуют звучанию музыкальных инструментов: Скрипка Барабан Свирель Труба
Сегодня я научился