МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И ФИЛОЛОГИИ МАЛОЙ АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНЫ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ РУССКОГО ЯЗЫКА В ONLINE-ОБЩЕНИИ(НА МАТЕРИЛЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ЧАТОВ, БЛОГОВ И ФОРУМОВ) Автор работа Игрушкина Полина Валерьевна, ученица 10 класса Донецкой гимназии № 21 Руководитель работы учитель русского языка и литературы Донецкой гимназии № 21 МОЛЧАНОВА МАРИЯ ИВАНОВНА
ВведениеАктивное развитие новых компьютерных и информационных технологий и вхождение Украины в пространство Всемирной сети сопровождаются стихийными процессами преобразования в русском языке, осваивающем новую сферу своего функционирования. В настоящее время наблюдается стабильный и интенсивный рост содержательного наполнения русскоязычной части Интернета в online-общении.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что русский язык является объединяющим фактором для всех объектов русскоязычного сетевого пространства. В Интернете расширяются возможности русского языка в области удовлетворения конкретных коммуникативных задач, язык становится более мобильным, тонко реагирующим на ситуацию общения, происходит обогащение его стилистики. Целью исследования является изучение возможностей Всемирной сети и конкретно использование языковых средств русского языка в online-общении (на материале русскоязычных чатов, блогов и форумов). Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:выявить особенности и характер специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет;систематизировать и классифицировать запросы пользователей онлайновых справочных служб русского языка на примере общения в блогах, чатах и форумах. Объектом исследования являются различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются ученики гимназии. Материалом исследования послужили вопросы пользователей , результаты анкетирования посетителей форумов, чатов, блогов, проведенного при нашем участии , а также архив интернет-форумов
Как происходит общение в Сети? Речь идет о таких речевых жанрах Интернета, которые всем хорошо известны, – это социальные сети, где люди просто разговаривают, но разговаривают письменно. Сегодня наиболее популярными среди пользователей Интернета ресурсами являются: программное приложение e-mail ,электронная почта, различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги .
Язык интернет-сообщества - язык преимущественно молодых людей В последнее время стиль онлайнового общения и правописания в сайтах, блогах и чатах, наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности. На основе исследования данной проблемы, общения с одноклассниками и учащимися гимназии, были сделаны следующие выводы: Молодежный сленг выступает как средство неформального общения молодых людей: помогает самоутвердиться, почувствовать своё единство.Сейчас уже очевиден тот факт, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком. В Куйбышевском районе уже около пяти лет существует локальная сеть, пользователи которой имеют возможность пользоваться чатом для общения on-line.
Ммолодежный сленг прочно вошел в жизнь молодого поколения. Этот анализ не внушает позитивных чувств, т.к. выявлено множество орфографических ошибок, отсутствует пунктуация, используется множество сокращений: «спс», комп», «софт», «кросавчег», «жывотное», «патамушта», «рассказ» и др. Но молодёжь такой способ общения всё больше и больше привлекает. Очевидно, нужно искать социальные причины этого явления. И если чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет и создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области.
Культура речи зависит от общей культуры, развитости и грамотности ее носителей. Оказывается, наличие или отсутствие в речи молодых людей сленговых выражений напрямую связано с их успеваемостью. Как правило, в речи много сленговых слов тех , кого учеба мало привлекает кто воспринимает её как обязанность.Для подтверждения выдвинутых гипотез проведено анкетирование среди учащихся 8–10-х классов Донецкой гимназии № 21.
Опрос пользователей чатовВсего было опрошено 76 человек., из них учителей – 8. Все опрошенные – пользователи сети Интернет. Вот некоторые из тех вопросов, которые задавали ученикам гимназии:- Какие СМИ Вы предпочитаете? -И используете ли местный чат для общения?- Соблюдаете ли Вы правила русского языка при общении в сети Интернет?
краткий словарь наиболее часто употребляемых современными подростками слов. Мыло,Глюк, Аффтар ,Кросавчег,При! и Прю!, Споки! Чмоки!Сервак,,Жывотное,Чуваг,Зачот,Патамушта,Здарофф,.Превед,Клава,Усер, Фтему,Респект и уважуха,Медвед,Бибиэска,Всем хаюшки! И др.
Считаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.Экономия усилий и средств способствует засорению речи продуктами собственной малограмотности и небрежности. Каждому "интернетизированному " субъекту стоит задуматься: продолжать ли "засорять " живую речь? Или все же повысить собственную грамотность? Хотелось бы порекомендовать последний вариант как наиболее надежный. Дело того стоит, даже если не ставить целью заслужить похвалу за грамотность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, писать и говорить правильно должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка, так как экономия усилий и средств способствует засорению речи продуктами собственной малограмотности и небрежности. Чтобы как-то изменить влияние молодежного сленга на культуру речи и использование литературного языка в СМИ , сегодня должное значение необходимо уделять русскому языку, создав на государственном уровне специальную программу, которая смогла бы реально помочь молодежи сделать выбор между сленгом и литературным языком.