Методические основы построения урока введения нового знания на основе системно-деятельностного подхода Литвинова Валентина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа»
Технология деятельностного методаУрок Введения Нового Знания Цель: формирование новых понятий.
I.Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что смогу»
II. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
V. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
ПРИМЕРЫ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»
Мотивирующие приемы Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другой интригующий материал. Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок» В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
2. Подводящий к открытию знания диалог. Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»
ВИДЫ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ Примеры заданий к изучению темы «Скобки» Метафора: скобки - это регулировщик, показывающий, кому ехать первым. Загадка: в примерах бывает, первое действие называет. Стихотворение: Скобки найдем, Остальное потом.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Спасибо за внимание!