Воспитание в классе: содержание и технологии деятельности классного руководителя Автор презентации: к.п.н. Жукова Н.А., доцент кафедры социально-педагогического образования СПбАППО,
Нормативные документыЗакон РФ «Об образовании»;Декларация прав и свобод человека;Конвенция о правах ребёнка;Новые образовательные стандарты;Устав школы; Программа развития образовательного учреждения;Концепция «Воспитание петербуржца ХХIвека
Нормативные документыПрограмма «Толерантность»;Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя , утверждённые приказом № 21 Министерства образования и науки России от 03. 02.2006 г.;Примерное положение об осуществлении функции классного руководителя – 2007 г.Должностные инструкции и др.
Цель деятельности Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Спектр задачОрганизация социально значимой творческой совместной деятельности
Особенности деятельности в современной школеПонимание целостности образовательного процесса (воспитательная деятельность не должна восприниматься как внеурочная деятельность);Переход от «монолога» к диалоговым формам взаимодействия;Отказ от участия в неоправданных мероприятиях; организация совместной жизнедеятельности класса как способа приобретения личностно-значимого опыта
Функции классного руководителя:Организационно-координирующиеКоммуникативныеАналитико-прогностическиеКонтрольные
Основные требования к классному руководителюПрименение инновационных технологий.Умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы.Умение ставить реальные цели.Умение организовывать и анализировать деятельность.Умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в способность перестроить технологические формы и методы.Способность к самовыражению.
Содержание деятельности
Программа «Общение»Диагностика классного коллектива в общении, характера взаимоотношений и изучение индивидуальных особенностей воспитанников;Организация совместной творческой созидательной деятельности; Обучение правилам и культуре взаимоотношений
Программа «Здоровье»Диагностика состояния физического и психического здоровья воспитанников;Организация здоровьесберегающей деятельности;Профилактика заболеваний школьников(беседы о здоровом образе жизни,участие школьников в диспансеризации и т.п.)
Программа «Досуг»Диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере;Организация помощи в выборе занятий в сфере дополнительного образования, организация деятельности, направленной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности:а) расширение познавательного и культурного кругозора учащихся,
Программа «Досуг»б) участие в общественно значимой деятельности,в) укрепление здоровья и организация отдыха,г)приобщение к национальным традициям и обычаям своего края,д)организация коллективной творческой деятельности… просвящение учащихся по организации культурного досуга
Программа «Образ жизни»Организация совместной жизнедеятельности класса, способствующей раскрытию индивидуальности каждого ребёнка
Программа «Учение»Диагностика познавательных интересов, трудностей учения;Организация мотивационно - познавательной и просветительской деятельности для учащихся;Координация помощи учителей-предметников, родителей, классного коллектива
Классификация форм работы с учащимися. познавательные, кратковременныетрудовые, продолжительныеспортивные, традиционныехудожественныеи др.на основе сотрудничества педагоги, родители и других взрослых организуетсядеятельность детей инициатива и ее реализация при-надлежит детям.
Типы классного часаЦенностно-ориентированный Цели: 1. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений2. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников3. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, толерантность и др.
Типы классного часаИнтеллектуально-познавательный Цели: 1. Изучение индивидуальных особенностей внимания, восприятия, мышления, памяти и др.2. Развитие познавательного интереса учащихся.3. Развитие умения осознавать свои индивидуальные возможности, стремления к самосовершенствованию Проблемно- тематический Цель:1. Развитие кругозора учащихся
Принципы деятельности безусловное принятие каждого ученика;беспристрастность в оценке поступков учащихся;диалогичность и открытость в общении с учащимися;умение признавать ошибки;использование чувства юмора.
Типы классного часаИнформационный Цели:1. Изучение и анализ различных видов информации2. Получение опыта работы с информацией и выработка своего отношения к происходящему3. Развитие исследовательских умений
Взаимодействие с родителямиРодительские собрания и университеты, конференции, часы вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, ринги,тренинги, дни открытых дверей и т.п.
Технологии деятельности БеседаПраздникЭкскурсияИграВикторинаСоревнованиеДиспутРингКонференцияДиалогового взаимодействияПроектная деятельностьПедагогической поддержкиТренингКритического мышления
Критерии оценки
Оценка деятельностиналичие и ведение установленной документации;реализация основных функций классного руководителя:взаимодействие с родителями школьников и педагогами данного класса;использование активных форм деятельности и интерактивных образовательных технологий; поиск партнёров по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.
Оценка результативности личностный рост обучающихся;социально-психологический климат в коллективе;наличие коллектива; развитие ученического самоуправления;взаимодействие с социумом;сотрудничество с семьей ;степень авторитета классного руководителя. удовлетворенность классного руководителя собственной воспитательной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
Творческих успехов!