Эмоционально-личностные особенности младших школьников. 1. Эмоциональные особенности.Негативный эмоциональный опыт:Последствия негативного эмоционального опыта.Позитивный эмоциональный опыт.Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности.2. Личностные особенности:Внутренняя позиция, чувство взрослости, произвольное поведение. Влияние семьи и школы на личность ребенка.
Эмоциональные и личностные особенности детей .Священники говорили: «Оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно».«Примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни»Э.Бернизвестный амер-кий психолог Начало школьной жизни сказывается на эмоциональном и личностном развитии младшего школьника:Новая социальная ситуация развития - школа.Новые требования среды – произвольность.Новая ведущая деятельность – учебная.Новые отношения – учитель , как значимая фигура определяющая его отношения и с родителями и с сверстниками.
Школьная жизнь насыщает новым социальным опытом.
СТРАХИ.Инстинктивные страхи -эмоциональные формы страха преобладали в дошкольном возрасте и связаны с инстинктом самосохранения , страх и боязнь. Младший школьный возраст это своеобразный перекресток инстинктивныйх и соцыальных страховСоциальные страхи -преобладающие в подростковом возрасте, результат интеллектуальной переработки инстинктивных страхов, тревожность и опасения.
Страхи
Последствия негативного опыта: психосоматические симптомы: головная боль, колики в желудке, головокружения и рвоты. негативные психологические: появление чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка опираться на постороннюю помощь при малейших трудностях.
Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности. Хвалят их тогда, когда воспроизводят услышанное или прочитанное, а ругают, если самостоятельные умственные действия не совпадают с требованиями.Таким образом, становится понятным педагогическое значение в процессе учебы позитивных эмоциональных состояний ребенка.Эмоции интереса и радости связаны с познавательной деятельностью ребенка «Чтобы думать, нужно переживать» Их взаимодействие - это основа творческой деятельности и развития интеллекта. Ценность информации преходяща, а ценность механизма, умеющего ею оперировать (увеличивать, изменять, реконструировать и т.п.), т.е. интеллекта - неизменна.
Личностные особенности.На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутренней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение и чувство взрослости - стратегическая цель всего психического развития в этом возрасте.
Влияние семьи и школы на личность ребенка.От того, какое содержание будет включено и принято ребенком в свою внутреннюю позицию, будет зависеть последующая его жизнь.Э. Берн говорит о четырех исходных позициях, выражающих отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе. Позиция выражает отношение моего «Я» к твоему «Ты», которые основываются на убеждениях, формирующихся в очень раннем детстве. Человек всегда находит и занимает ту или иную позицию, на которой строится его жизнь. Отказаться от нее - значит отказаться от себя, от того фундамента, на котором стоит здание личности.
Общение с учителем. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока и на перемене. Учитель имеет возможность воздействия на класс и каждого ребенка в отдельности. Типичные стили общения учителяИмперативный (авторитарный) Демократический стиль.
Список использованной литературы.Аверин В.А. «Психология детей и подростков»: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. В.С. Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Учебник для студентов высших учебных заведений 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва 1998. Целуйко В. М. «Психологические основы педагогического общения» Издательство: Владос, 2007 г.