Социально-педагогическая работа образовательного учреждения по формированию у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми
Актуальность исследованияАктуальность социально-педагогической работы с педагогами в стенах образовательного учреждения обусловлена постоянным интересом социальных педагогов к изучению межличностных и межгрупповых конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и проблемных учеников, к поиску эффективных способов их преодоления и предупреждения. В этой связи важны навыки сближения педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям этики современного общества. В практике работы школ таких учащихся называют “проблемными”.
Объект и предмет работыОбъектом научного исследования выбрана социально-педагогическая работа с педагогами в условиях образовательного учреждения.Предметом исследования является процесс сближающего общения педагогов образовательного учреждения с проблемными детьми.
ЦельЦелью данного исследования является создание модели социально-педагогической работы образовательного учреждения по формированию у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми.
Задачи исследования: Изучение степени разработанности проблемы формирования у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми в отечественной и зарубежной литературе.Выявление стимулирующих и сдерживающих факторов, влияющих на формирование у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми.Разработка модели социально-педагогической работы по формированию у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми.Изучение факторов эффективности модели. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели.Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической работы с педагогами в образовательном учреждении.
Сближающее общениеСближающее общение — эффективное общение, не приносящее дискомфорта, единое понимание партнерами ситуации общения и его целей, формирование единой системы взаимоотношений, которые обеспечат возможность правильно понимать друг друга.Н. В. Седова выделяет три основные функции сближающего общения:1. Регуляция совместной деятельности.2. Сближающее общение — первичный инструмент познания в учебно-воспитательном педагогическом процессе. 3. Самоопределение личности проблемного ребенка.Обеспечение сближающего общения педагогов с проблемными детьми, по мнению Т. В. Анохиной, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического общения учитель выбирает следующие:Согласие ребенка на поддержку;Опора на потенциал возможности личности учащегося;Вера в возможности проблемного школьника;Ориентир на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудные жизненные ситуации;Совместное сотрудничество, взаимодействие;
Социально-педагогическая работа по формированию у педагогов навыков сближающего общения с проблемными детьми как проблема исследованияНа сегодняшний день проблеме социально-педагогической работы по формированию сближающего общения в учреждениях образования внимания уделяется не достаточно. Основными причинами являются: - неподготовленность педагогического состава к сближающему общению;- отсутствие методической литературы по формированию сближающего общения педагогов и проблемных учеников;- отсутствие опыта позитивного взаимодействия педагогов и проблемных учеников. Что вызывает необходимость совершенствования социально-педагогической работы как с детьми, так и с педагогами, для чего могут быть эффективно использованы, созданная модель и программа социально-педагогической работы образовательного учреждения по формированию сближающего общения педагогов с проблемными детьми.
Констатирующий этап экспериментаПроведено анкетирование учителей и проблемных учеников с целью изучения уровня сближающего общения с проблемными детьми.Анализ результатов проводился по трем шкалам:Самооценка педагогаПриоритетные ценности при выполнении профессиональной деятельностиСтиль преподавания
Необходимость совершенствования социально-педагогической работы как с детьми, так и с педагогами, для чего могут быть эффективно использованы, созданная модель и программа социально-педагогической работы образовательного учреждения по формированию сближающего общения педагогов с проблемными детьми.
Модель СПР
Опытно-экспериментальная работа Целью опытно-экспериментальной работы является повышение уровня сближающего общения педагогов с проблемными детьми.Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи опытно-экспериментальной работы: - выявить уровень сформированности сближающего общения у педагогов и учащихся на базе исследования;- реализовать программу и оценить ее влияние на процесс общения;- разработать рекомендации.
Гипотеза исследованияСПР по формированию сближающего общения будет успешной, если:будет организовано включение проблемных учащихся в процесс совместной результативной социально-полезной деятельности с педагогами, если в процесс формирования сближающего общения будут внедрены инновационные технологии педагогической работы, если социальный педагог образовательного учреждения будет проводить систематическую социально-педагогическую работу с учителями-предметниками по вопросам сближающего общения с проблемными детьми.
Программа опытно-экспериментальной работыНаправления опытно-экспериментальной работы:снижение требований к проблемным ученикам;вовлечение в коллективные виды деятельности;организация ситуаций, в которых проблемный ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;демонстрация и разъяснение педагогам позитивных образов поведения при общении с проблемными детьми.неукоснительное следование требованиям педагогического такта,создание доверительного тона и располагающей атмосферы занятия, обеспечение свободного общения;максимальный учет индивидуальных особенностей и межличностных взаимоотношений учащихся;
Факторы успешности СПР ОУ по формированию сближающего общения.Факторы успешности СПР с педагогамиИнтерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества.Гибкость, оперативно-творческое мышление, быстро изменяющееся речевое воздействие в зависимости от ситуации общения.Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении.Способность к педагогической импровизации. Умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением, мыслями.Факторы успешности СПР с проблемными детьмиПоложительная мотивация к общениюГрамотное владение собственной речью.Формирование социально ценных установок.Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.Коммуникативные умения проблемных школьников.
Мероприятия формирующего этапа опытно-экспериментальной работы:
Диаграмма «Мониторинг влияния совместной социально-полезной деятельности на сближающее общение». На данном этапе проведения опытно-экспериментальной работы в совместной деятельности наиболее заинтересованы проблемные ученики. Диаграмма «Анализ влияния инновационных технологий на процесс сближающего общения с проблемными детьми». Ни у одного из участников не ухудшилось отношение друг к другу. 75% педагогов и 62% проблемных школьников ответили, что мероприятия позволили улучшить процесс общения. Диаграмма «Анализ результативности семинара-тренинга»
Контрольный этап работыОб эффективности созданной модели и программы опытно-экспериментальной работы свидетельствуют данные социально-педагогического мониторинга, сопровождавшего все этапы эксперимента.Была выявлена устойчивая тенденция к существенному уменьшению проблемных учащихся, считающих педагогов образовательного учреждения неготовыми к сближающему общению , а также рост числа педагогов, показавших высокий уровень сближающего общения.
РезультатыРезультаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что сближающее общение педагогов и проблемных детей является управляемым процессом, а создание оптимальных социально-педагогических условий его организации позволяет повысить уровень эффективности СПР с педагогами в образовательном учреждении.Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности в учреждениях образования.