Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие Что такое воспитательная система? Из каких компонентов она состоит? Как следует действовать педагогу, учащимся и родителям при моделировании воспитательной системы класса? Какие этапы можно выделить в процессе ее построения? Как измерить эффективность воспитательной системы класса?
Понятие «воспитательная система класса»Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива.
Основные компоненты и связи воспитательной системы класса
Индивидно – групповой компонентПредставляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Имеет исключительную важность: во – первых, члены классного сообщества: учащиеся, педагоги и родители, обладая субъектами полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать; во – вторых, …
Ценностно – ориентационный компонент Совокупность элементов: - цели и задачи воспитания; - перспективы жизнедеятельности классного сообщества; - принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально – деятельностный компонентОсновные элементы:системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;основные функции воспитательной системы;педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Наиболее популярные варианты реализации данного подходаРазработка и осуществление целевых (тематических) программ: «Учение»,«Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» (предложено О.С. Газманом);Объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» (предложено В.А. Караковским).Систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, нравственный, коммуникативный, художественный (эстетический), физический (разработано на основе концепции М.С. Кагана) и др.
Пространственно – временной компонентСостоит из элементов: эмоционально – психологическая, духовно – нравственная и предметно – материальная среда;Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;Этапы становления и развития воспитательной системы.
Этапы становления и развития воспитательной системы класса1 этап – этап проектирования системы;2 этап – этап становления системы;3 этап – этап стабильного функционирования системы;4 этап – этап завершения функционирования или коренного обновления системы.
Диагностико – аналитический компонентСостоит из элементов:критерии эффективности воспитательной системы;методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Критерии эффективности функционирования классной воспитательной системыВоспитанность учащихся;Защищенность и комфортность ребенка в классе;Сформированность классного коллектива;Репутация класса;Проявление индивидуальности («лица») классной общности.
Методики изучения результативности воспитательной системыСоциометрическое изучение коллектива (социальный статус ребенка в коллективе);Тест Н.Э. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; Педагогическая энциклопедия, Москва, 2004г.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий М.: Народное образование, 2006г.Сайты: http://ethos.narod.ru/vospit.htm
Моделирование воспитательной системы класса1.Класс, количество в нем учащихся, девочек и мальчиков.2.Классный руководитель, его образование, педагогический стаж, характерные черты данного педагога, его увлечения, интересы; 3..Основные ценности и идеи, которые положены в основу построения воспитательной системы класса:- цель воспитательной системы, ее взаимосвязь с целевыми ориентирами жизнедеятельности класса и целями воспитательной системы школы; -наиболее важные идеи, которые составляют кредо классного руководителя и могут являться правилами (заповедями) построения жизни класса; образ учащегося класса, его отличие от образа выпускника школы.4.Воспитательный процесс, содержание, способы построения деятельности, общения 5.Системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса (центры, социально-педагогические проекты, тематические программы) 6.Общение, его место и роль в воспитательной системе; наличие нетрадиционных форм общения; наличие лидеров в детском сообществе, влияние их ценностных ориентаций на жизнедеятельность класса. 7.Существование самоуправленческих начал, роль самодеятельности и самоуправления в жизни класса; - "изюминки" во взаимодействии педагога с детьми и их родителями; педагогическое обеспечение (поддержка) процессов самодиагностики, формирование у школьников позитивной и адекватной «Я - концепции»; 8.Внутренняя и внешняя среда как жизненное пространство коллектива класса, в котором осуществляется процесс воспитания членов сообщества и их деятельность: учебный кабинет, который является "местом жительства" данного класса; друзья класса из школьного коллектива и ближайшего со культурного окружения;9."Лицо" и репутация класса, наличие традиций в его жизнедеятельности; достоинства, трудности и проблемы в создании классной воспитательной системы; новации и перспективы в развитии воспитательной системы класса.