МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ "Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" (Дж. Питт).
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — это совокупность методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. http://ru.wikipedia.org
МЕТОД ПРОЕКТОВ – ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , СТЕРЖНЕМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ПРОДУКТИВНАЯ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ВОПЛОЩАЕТ ЗНАНИЯ В РЕАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ. (Петрикевич А.А.)
Проект в обучении - это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. http://pedsovet.su
ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ МЕТОД ПОЯВИЛСЯ В США В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА; ОСНОВОПОЛОЖНИКИ – АМЕРИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИ Д. ДЬЮИ И У. КИЛПАТРИК; ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ БЫЛА «ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» ДЖОНА ДЬЮИ; МЕТОД ПРОЕКТОВ НАШЕЛ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, БЕЛЬГИИ, ИЗРАИЛЕ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ И МНОГИХ ДРУГИХ СТРАНАХ; МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ И В РОССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С.Т. ШАЦКОГО, В.Н. ШУЛЬГИНА, М.В. КРУПЕНИНА, А.С.МАКАРЕНКО И ДР.
Проектная деятельность "Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают." Джон Дьюи
Сущность метода проектов Для того, чтобы учащийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Проект с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Классификация проектов
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ (предметно-содержательной области) Монопроекты – проекты в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Межпредметные проекты - проводятся во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: Мини-проекты - могут укладываться в занятие (урок) или его часть. Краткосрочные проекты - требуют несколько занятий для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Преимущества
Проекты по характеру контактов : Внутриклассные (внутригрупповые). Внутришкольные (в пределах университета). Региональные (в пределах одной страны). Международные.
Проект - это "пять П": Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Алгоритм процедуры обучения
ПРОЕКТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В Д/У РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАДАЧАМИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ; РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО: ВХОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОБЛЕМНУЮ ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ (ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА); АКТИВИЗАЦИЯ ЖЕЛАНИЯ ИСКАТЬ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ); ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ).
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО: В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ – ЭТО: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ; РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО, А ЗАТЕМ И САМОСТОЯТЕЛЬНО; ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ; РАЗВИТИЕ ЖЕЛАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, ВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ БЕСЕДЫ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ ПРИНЦИП СИНТЕЗА ИНТЕЛЛЕКТА, АФФЕКТА И ДЕЙСТВИЯ; ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ МОДЕЛЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ САМОЦЕННЫХ ФОРМ АКТИВНОСТИ; ПРИНЦИП ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА; ПРИНЦИП ИГРОВОГО ПОЗНАНИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОЕКТЫ В ДОУ КЛАССИФИЦИРУЮТ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ: ПО ТЕМАТИКЕ (ТВОРЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ИГРОВЫЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ); ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И ФРОНТАЛЬНЫЕ); ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ (КРАТКОСРОЧНЫЕ, СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ); ПО ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКЕ.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ ТВОРЧЕСКИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА); ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (ДЕТИ ПРОВОДЯТ ОПЫТЫ, ПОСЛЕ ЧЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ ОФОРМЛЯЮТ В ВИДЕ ГАЗЕТ, КНИГ, АЛЬБОМОВ, ВЫСТАВОК); ИГРОВЫЕ (ЭТО ПРОЕКТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСКИХ ИГР, КОГДА РЕБЯТА ВХОДЯТ В ОБРАЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ, ПО-СВОЕМУ РЕШАЯ ПОСТАВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ); ИНФОРМАЦИОННЫЕ (ДЕТИ СОБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ И РЕАЛИЗУЮТ ЕЕ, ОФОРМЛЯЯ ГРУППУ, ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛКИ И ПР.)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ВЫБОР ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА; РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА; ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Работа над проектами предполагает активное сотрудничество с родителями. В результате этого сотрудничества осваиваются новые способы деятельности, успешнее идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. Работа над проектами предполагает активное сотрудничество с родителями. В результате этого сотрудничества осваиваются новые способы деятельности, успешнее идет личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Примерные темы мини-проектов в д/у: Исследовательские: «Какие предметы и объекты тонут, какие плавают?» «Как узнать, откуда сегодня дует ветер?» Творческие: «Конструирование и ручной труд» Мягкая игрушка Игровые: «Любим сказки» «Сказочная птица» Информационные: «Питание и здоровье» «Времена года»
Метод проектов в обучении студентов Метод проектов в обучении студентов
Этапы в обучении студентов основам проектной деятельности Организационно-подготовительный (осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности); Технологический (выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий); Заключительный (контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов).
Формирование у студентов опыта проектной деятельности осуществляется Формирование у студентов опыта проектной деятельности осуществляется по двум основным направлениям: включением метода проектов в процесс изучения различных дисциплин, предусмотренных учебным планом; введением в учебный план подготовки учителей технологии спецкурса по основам выполнения творческих проектов.
Профессиональные компетенции Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».; Поисковые (исследовательские) умения: умения самостоятельно генерировать идеи; умения самостоятельно находить информацию; умение запрашивать необходимую информацию у преподавателя; умение находить несколько вариантов решения проблемы и т.д.; Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с партнером; навыки взаимопомощи в группе умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности и т.д.; Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателем; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.; Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы и т.д..
В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию.
Правила работы над проектом в группе: все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание; все члены команды должны получать радость от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектную работу.
Основные проблемы студенческих проектов: недостаточный социальный и профессиональный опыт, вследствие чего студентам трудно вычленить узловые проблемы и предложить варианты их решения в виде проектов; шаблонность формулировок, нечеткое понимание целей, задач, конечных результатов по проектам; нереалистичность планирования.
Параметры оценки проектных работ: активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями; глубина проникновения в задачу; оригинальность мышления; умение правильно, убедительно, доходчиво раскрыть основное содержание работы в устном выступлении, ответить на вопросы.
Компоненты оценки студентов: оценка, которую студент выставляет себе сам; оценка, которую поставила студенту команда общим решением; оценка, которая соответствует занятому командой месту в соревновании.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу
Достоинства метода проектов возможность мультимедиа представления материала; оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах; опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов; возможность одновременно работать в группе и индивидуально ; создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе учебной деятельности; развитие организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Основные требования к использованию метода проектов. Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Ограничения в использовании метода проектов: Низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологий; Низкая мотивация учащихся к участию в проекте; Недостаточный уровень сформированности у учащихся умений исследовательской деятельности; Нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Дидактическая эффективность метода проектов общепризнанна. Работа над проектом активизирует невостребованные знания и стимулирует приобретение новых, способствует развитию таких личностных качеств студентов, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность. Дидактическая эффективность метода проектов общепризнанна. Работа над проектом активизирует невостребованные знания и стимулирует приобретение новых, способствует развитию таких личностных качеств студентов, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность. Современный преподаватель – это, прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник.
«Intel® Обучение для будущего» Программа Intel «Обучение для будущего» направлена на активное обучение действующих учителей, студентов педвузов в современных аспектах образовательного процесса. В данной программе центральное место занимает метод проектов, который можно без преувеличения назвать технологией нового образования с применением современных телекоммуникационных систем. Ведущая идея Программы: эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке.
Литература Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников. – Мозырь: «Белый Ветер», 2008. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: “Академия”, 2005. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушкина.- М.: “МарТ”, 2006. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века. 10 издание, переработанное. М., 2010. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Над презентацией работали студентки 3 курса 307 группы Ховрина Юлия и Ладейко Виктория Над презентацией работали студентки 3 курса 307 группы Ховрина Юлия и Ладейко Виктория