Метапредметные компетенции Выступление за. Директора по УВР орловой Т.Ю.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте – стандарте второго поколения результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зренияРанее под образовательными результатами имелись ввиду предметные результаты.В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результатыметапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение::1.Умения организовывать свою деятельность2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности3. Готовность к профессиональному выбору
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий• развивающее обучение Эльконина-Давыдова; • мыследеятельностная педагогика; • коммуникативная дидактика; • эвристическое обучение; • логико-смыслового моделирования; • школа М.Щетинина• технология развития критического мышления и др.
По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность. Это специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Метапредметные технологииПроектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.Преимущества:1. способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
2. актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся
3. обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:1. выявление проблемы исследования; 2. постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; 3. формулировка гипотез исследования; 4. определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез; 5. сбор информации; 6. аналитическая работа; 7. корректировка поставленных задач и хода исследования; 8. дальнейший поиск информации; 9. анализ новых фактов; 10. обобщение — рассуждение — получение новых данных;11. оформление результатов исследования;12. обсуждение и транслирование полученных результатов.
4. выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса
5. работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды
Интерактивная методикаПереживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.