Мастер-класс Формирование речевой культуры обучающихся с использованием элементов кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.
Цель: Сформированность речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию каждого выпускника школы.
Задачи: повышать собственную профессиональную компетентность; создавать условия для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов русского языка; развивать у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь.
Направления работы усвоение языковых норм; обогащение словарного запаса обучающихся; изучение выразительных возможностей слова; формирование коммуникативных умений и навыков; формирование культуры общения.
Ведущая идея:я.«оздоровление» речи обучающихся, определение путей и способов её обогащения и совершенствования.
Пути достижения идеи: углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся; вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи; использование богатейшего потенциала краеведческой работы, способствующей речевому совершенствованию учащихся; усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи; развитие потребности в речевом самосовершенствовании, в творческом самовыражении.
Результаты диагностики.Языковые нормы.
Диагностика устных выступлений.
Формы работы: информационные «пятиминутки»; орфоэпическое скандирование; обращение к словарю; творческие миниатюры; редакторская правка.
Алгоритм формирования речевой культуры систематическая пропедевтика возможных орфоэпических ошибок; постоянная работа по обогащению речи; составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом.
Систематическая пропедевтика: орфоэпическое хоровое скандирование; включение «трудного» слова в предложение; ролевая игра «Диктор»; орфоэпический диктант; игра «Проверь себя»; ведение словаря.
Орфоэпическая разминкаСпишите и поставьте ударение:Духовник ОблегчитьРудник ПринудитьКоклюш ЗаиндеветьМастерски Н.ЯкунинЗавидный В. КабановВтридорога В.Яненков
Проверь себяДуховнИк ОблегчИтьРуднИк ПринУдитьКоклЮш ЗаиндевЕтьМастерскИ Н.ЯкУнинЗавИдный В. КабАновВтрИдорога В.Яненков
Работа по обогащению речи:-Здравствуйте!-Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.-Здравствуйте!-Что особого мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Выбор языковых средств:1. Придумайте сравнения: Твои глаза, как…2. Подберите эпитеты к слову «взгляд».
Составление текста в соответствии с коммуникативным замысломСравните два фрагмента поздравления.«Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего».«Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!»
Моделирование.Тема: «Разговор по телефону с первой учительницей».
Алгоритм формирования речевой культуры систематическая пропедевтика возможных орфоэпических ошибок; постоянная работа по обогащению речи; составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом.
Рефлексия Как Вы восприняли предложенные Вам приёмы формирования речевой культуры обучающихся?