ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ- СИРОТ
Сложность и неоднозначность развития детей и подростков, воспитывающихся в социальных учреждениях, требуют особого отношения, специфических взаимоотношений с ними. Понимая, какие проблемы сегодня стоят перед подрастающим поколением в целом, мы должны найти те способы, которые помогли бы молодому человеку найти свое место в этой жизни, сформироваться как личность, здоровая в своем физическом, психическом и духовном развитии, как гражданин своей страны.
на основе теоретического изучения литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования;дать психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в школе-интернате;раскрыть некоторые формы работы по формированию социально психологической компетенции у воспитанников школы-интерната.разработка программы «Все вместе» на выявление, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, установление коммуникативных межличностных отношений детей в группе, гармонизация образа «Я» ребенка;формирование и развитие навыков научно-исследовательской творческой работы;интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения образовательного процесса в школе интернате.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПОИСКОВЫЙ
Посещение библиотекиРабота в сети Интернет
КОМПЕТЕНТНОСТЬ определяется как личные возможности человека, его знания и опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков
КОМПЕТЕНТНОСТЬобладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чем-либо, формулировать и высказывать собственное мнение
БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМэто значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИпонимается через умения человека, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизировано до навыков), основанных на теоретических знаниях и нацеленных на решение определенных жизненных задач
уметь извлекать пользу из опыта;организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;уметь решать проблемы;получать информацию; уметь противостоять неуверенности и сложности;занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение;видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой;уметь сотрудничать и работать в группе;принимать решения;улаживать разногласия и конфликты;уметь договариваться;нести ответственность;входить в коллектив и вносить свой вклад;уметь организовать свою работу;показывать стойкость перед трудностями;уметь находить новые решения
ВИДЫ И ПАРАМЕТРЫ КОМПЕТЕНЦИИ: личностная компетентность:здоровьесбережениедуховно-нравственнаягражданскаясаморазвитиекреативная;социально-коммуникативная компетентность:коммуникативнаяперцептивнаяэтическаяэтнокультурнаяконфликтная;технологическая компетентность:теоретико-методологическаясоциально-педагогическаяспециальнаяпсихологическаяправоваяуправленческаяинформационная
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Т.Н. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.);восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова); формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова)
способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов). рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка;несформированность отношения к другим людям и к самому себе;не умение строить взаимоотношения с воспитанниками, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками и взрослыми на основе диалога и сотрудничества;самоотношение, самопонимание;отсутствие адекватных средств и способов общения;внутреннее одиночество, не выраженность, непонятность другими;обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;неорганизованность;зависимость от других, низкая сила своего «Я»;трудный характер, наличие «неудобных» черт характера, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»
ВТОРОЙ ЭТАПДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
Количественный показатель детей, имеющих трудности в общении
ФОРМЫ РАБОТЫ
Беседа «Почему тебя так зовут»
Игра «Иголка и нитка»
Игра «Я не знаю»
Игра «Ассоциация»
Игра «Семейный портрет»
Этюд «Встреча с другом»
Количественный показатель детей, имеющих трудности в общении
ТРЕТИЙ ЭТАППРОДУКТИВНЫЙ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Формирование социально психологической компетенции у детей сирот» на конференции по теме «Ребенок в социальной среде» подготовленной студентами отделения социальная педагогика Вольского педагогического колледжа им. Ф.И. Панферова.
Защита проекта «Формирование социально-психологической компетенции у детей сирот»