Контроль знаний учащихся по математике с использованием тестов
В распоряжении учителей имеется достаточное количество приемов и способов организации оперативного контроля. Практика показывает, что совершенно очевидно то, что учебный контроль на уроке служит одним из важных элементов обеспечения прочности знаний и умений учащихся. В настоящее время получает широкое распространение внешний контроль в форме теста.
Основными достоинствами тестовой формы контроля знаний заключаются в том, что тест позволяет: сократить время проверки самостоятельных работ учащихся; реализовать индивидуально – дифференцированный подход в обучении; использовать задания, которых в учебнике нет; целенаправленно и планомерно готовить учащихся к ЕГЭ.
Тест позволяет при незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение материала и выявить возможные пробелы в знаниях, как каждого ученика, так и класса в целом. Надо отметить, что отдельные тестовые задания должны быть в определённой системе: по мелким темам, укрупнённым темам, которые, в свою очередь, обеспечивают индивидуальную работу с учащимися, самостоятельную работу ученика. Поэтому важно создать такую систему.
Самым оптимальным для решения этой проблемы, мне представился такой путь:выявить те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации тестирования и самостоятельного составления как можно более эффективных тестов; - перенять то, что открыто другими, при этом адаптировать уже имеющиеся дидактические материалы, а также создать новые с акцентом на имеющиеся; - трансформировать теоретические положения и обобщения в свою практическую деятельность.
Этапы диагностики знаний учащихся с помощью тестов 1. Начальная диагностика. Целью этапа является выявление общего дидактического состояния ученика и грубая оценка его знаний. Для этого этапа используются тесты из количества тестовых заданий одинаковой сложности.
Этапы диагностики знаний учащихся с помощью тестов 2. Общая диагностика знаний. Определяется уровень обученности. Здесь необходимы полные тесты предметности, включающие в себя задания различной сложности из каждого класса эквивалентности.
Этапы диагностики знаний учащихся с помощью тестов 3. «Тонкая» диагностика знаний. Целью данного этапа является детальный контроль знаний по конкретной теме, разделу. Целесообразно использовать тесты, состоящие из взаимосвязанного набора тестовых заданий по данной теме (тематические тесты), имеющие различные типы и уровни сложности (минимальный, базовый, программный, углубленный).
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки ЗУН. Это одно из средств индивидуализации обучения, так как учитываются психологические особенности учащихся.