Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в свете стандартов второго поколения Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы города Подольска Московской области Морщакиной Марины Викторовны МОУ «Гимназия №4»
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:Компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса. Он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.
Цели и задачи использования ИКТ. 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
Цели и задачи использования ИКТ.2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направления использования ИКТ. наглядное представление о лингвистических явлениях; изучение орфографии и пунктуации; система тестового контроля; подготовка к ЕГЭ.
Формы использования ИКТ.1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
В своей практике использую: Уроки-лекции Урок анализа текста Обобщающие уроки Уроки-практикумы Уроки развития речи
Формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений.
3. Использование ресурсов сети Интернет. целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика. способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя.ИКТ дают: экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегративный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Эффективность использования электронно-методических материалов.1. Реализуются новые цели образования: организация самостоятельной продуктивной деятельности; формирование информационной грамотности и компетентности; индивидуализация процесса; ценностно-смысловое определение учащихся.
Эффективность использования электронно-методических материалов.2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет: расширения возможностей доступа к образовательной информации; совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания; формирования умения самостоятельно приобретать знания; визуализации представленной информации; ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся; развития творческого потенциала учащихся; незамедлительной обратной связи; одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
Эффективность использования электронно-методических материалов. 3.Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов.
Результаты использования ИКТ в образовательном процессе.Повышение качества образования по предмету. Повышение познавательного интереса к предмету. Повышение уровня информационной культуры . Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке. Возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении.
Результаты ГИА за 2010-2011 учебный год
Итоги использования компьютерных технологий таковыповышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке); осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширение объема предъявляемой учебной информации; обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
Итоги использования компьютерных технологий таковыулучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы; включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах; повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя; включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.