Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности Заместитель директора по УВР Затолокина М.В.
Основа современных образовательных стандартов -формирование базовых компетентностей: Информационной: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; Коммуникативной: умение эффективно сотрудничать с другими людьми; Самоорганизации: умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; Самообразования: готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Информатизация образования - это обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания
Направления информатизации школы обновление и расширение технической оснащённости школы; внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением; информатизация школы в сфере образовательного процесса; усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.
Этапы информатизации образовательного процесса Организация изучения информатики в школе. Применение ИКТ при изучении различных дисциплин. Интеграция ИКТ в учебный процесс. Этап создания единого информационного пространства школы.
Информационно-коммуникативные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки распространения информации
Главный принцип ИКТ Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…
Классификация средств ИКТ По решаемым педагогическим задачам
По функциям в организации образовательного процесса
По типу информации
Дидактические возможности ИКТНаходить дополнительные источники информации для учителя и учащихся. Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся. Осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития. Организовывать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований. Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин. Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
Направления использования компьютерных технологий учителемТематическое планирование уроков Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету. Освоение и использование новых технических средств обучения Уроки Внеклассные мероприятия Проектная и творческая работа учащихся Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов. Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся. Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Формы использования ИКТ в области конкретной школьной дисциплиныУрок Презентация Портфолио Подготовка к ЕГЭ Контроль знаний, диагностика Мониторинг, составление графических отчётов Исследовательская , проектная деятельность с использованием интернет ресурсов
Формы использования ИКТ на урокеКомпьютерные презентации Работа с интерактивной доской Видео и аудиофрагменты Готовые программные продукты: учебные диски, лаборатории, электронные библиотеки, виртуальные экскурсии и др.
Использование ИКТ для отслеживания качества результата образования позволяет:отслеживать развитие умений работать с учебным текстом в сжатые временные сроки; определить динамику овладения способами обработки информации; повышения интенсивности мыслительной деятельности; проверить уровень развития, скорость и качество мыслительных операций; степень сформированности информационной, коммуникативной компетенций; повышение уровня мотивации, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий; проверить как специальные, так и общеучебные навыки в процессе интеграции способов учебной деятельности.
Критерии оценки ключевых компетенций учащихсяуровень сформированности коммуникативных действий учащихся; уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе; уровень владения интегрированными способами учебной деятельности; типы мотиваций к изучению предмета, качество результата образования.
Преимущества использования ИКТИндивидуализация обучения; Интенсификация самостоятельной работы учащихся; Рост объема выполненных на уроке заданий; Расширение информационных потоков при использовании Internet. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Интегрирование обычного урока с компьютером делает процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. Учителю помогает лучше оценить способности и знания ребенка, искать новые, формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост. Позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. Для ученика важно, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок. Освоение учащимися современных информационных технологий.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТНет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры. Недостаточная компьютерная грамотность учителя. Отсутствие контакта с учителем информатики. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий. Не хватает компьютерного времени на всех. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
ВЫВОДИКТ предоставляют УЧЕНИКУ непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению прилежания и адекватности самооценки; психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль); возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения критически мыслить; ответственно относиться к собственному образованию; работать самостоятельно.
УЧИТЕЛЮ четко выделять цели учения; повышать мотивацию учения; обеспечивать активную учебную деятельность; обеспечивать обработку информации; стимулировать мышление; способствовать самовыражению и задействовать чувства и эмоции учащихся. смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки; вести мониторинг учебной деятельности учащихся; оперативно анализировать результаты обучения; реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки; создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; способствовать развитию самостоятельности в процессе обучения.
РОДИТЕЛЯМв любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости и другой деятельности своего ребенка; оперативно взаимодействовать с администрацией ОУ, учителями и классным руководителем.