Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество» Воспитатель: Ишметова Гюзелия Якуповна 1 квалификационная категория МБДОУ №7 « Чебурашка» Г. Зеленодольск, РТ
Живописцу – требуется холст, Скульптуру- необходимо пространство, А педагогу нужны только дети, Чтобы сделать их способными.
Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Воображение является основой творческих способностей, психической деятельностью человека, позволяющей ему создавать новое и оригинальное на основе имеющегося опыта. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.
Художественное творчество дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Художественное творчество – это процесс саморазвития, самореализации, выявления всех возможностей ребенка, его активное нравственное, умственное и физическое развитие. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, - когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими; - если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение. Художественное творчество является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Рисование для дошкольника – своеобразная форма познания реальной деятельности окружающего мира, постижения художественного искусства. В связи с недостаточным уровнем развития образной речи в этом возрасте дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках. Поэтому наиболее эффективно образовательные задачи психолого-педагогической работы решаются в случае интегрированного подхода к организации образовательного процесса. Только в этом случае развитие дошкольников будет полным и разносторонним.
Интегрировать можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы, средства обучения. Необходимо совершить некоторые действия в целях интеграции. В ходе этой подготовительной деятельности педагоги определяют: цель непосредственно образовательной деятельности; состав и форму интегрирования; характер связей между соединяемым материалом; методы и приемы его предъявления; распределение ролей между взаимодействующими педагогами;
Благодаря педагогической интеграции в сознании детей формируется более объективная и всесторонняя картина мира, дошкольники начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И педагог по-новому видит, и раскрывает свой предмет, яснее сознавая его отношение с другими науками. Художественное творчество обладает большим интеграционным потенциалом с другими областями, но их способность сочетаться, эффективность интегрирования зависит от многих условий, в том числе, от степени взаимопонимания педагогов и уровня их подготовки к совместной деятельности с детьми.
В настоящее время актуальность вопросов, связанных с интеграцией образовательного процесса, ни у кого не вызывает сомнения. Интеграция- процесс творческий и должна быть больше приближена к жизни и обеспечивать маленьким детям целостное впечатление от того, что они делают вместе. Самой большой популярностью пользуется интеграция, построенная по принципу когда-то очень популярных комплексных занятий.
«Художественное Творчество»
Хотелось бы поделиться своим опытом на данную тему. Традицией в нашем детском саду стала организация непосредственно образовательной деятельности. В октябре месяце было проведено открытое мероприятие на методическом объединении, тема которого - «Безопасность». Целью деятельности являлось формирование знаний об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, безопасном поведении дома, во дворе и на улице. Интегрировались образовательные области: «Безопасность», «Художественное творчество» Дети читали стихи и инсценировали различные ситуации, смотрели мультфильм « Уроки осторожности тетушки совы», изготавливали знаки безопасности .
Интеграция с образовательной областью « Безопасность» Способствует формированию у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту,об осторожном поведении на дорогах через умение передать свои знания в рисунках .
Еще одна тема интегрированной деятельности – художественное творчество, музыка и театрализация. В нашем саду в рамках семинара было проведено открытое мероприятие « Сказка в красках», в ходе которой детям было предложено рассказать и показать музыкальную сказку и изобразить ее содержание в своих рисунках.
Интеграция с образовательной областью « Музыка» - помогает соединить эмоциональный мир ребенка с его изобразительной деятельностью. Это научит понимать, ценить окружающий мир; сформирует чувство любви к музыке и творчеству.
Интеграция с образовательной областью « Чтение художественной литературы» Формирует эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом. Развивает умение выделять главное, передавать взаимосвязи между объектами, изображать предметы , используя цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому, создание новых цветовых тонов. Расширяет представление о народном творчестве.
Интеграция с образовательной областью « Физическая культура»- способствует формированию положительных эмоций укреплению здоровья создает условия для художественного творчества воспитанников.
Интеграция с образовательной областью «Труд »Способствует формированию трудовых умений и навыков, воспитанию трудолюбия, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам .
Интеграция с образовательной областью « Познание»Ценность этих занятий, заключается в том, что, являясь необычными по содержанию и форме, они особенно увлекают детей, побуждая их к активной творческой деятельности.
В последнее время стала актуальна тема гендерного воспитания. В октябре этого года на базе нашего детского сада было проведено открытое мероприятие на методическом объединении, тема которого - «Какие мы разные» . В ходе игры была проведена ситуативная беседа, где дети сравнивали мальчиков и девочек, по внешнему виду и одежде, по их предпочтению к вещам и игрушкам и изготавливали подарки для мам и пап ( лепили мамам бусы, папам выполнили аппликацию-молоток)
Интеграция с образовательной областью « Коммуникация»
Таким образом, основные виды организованно-образовательной деятельности детей дают возможность расширить знания, развивать умения и совершенствовать их навыки , учить наблюдательности, воспитывать любознательность и вызвать интерес к познанию.
Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!