Автор работы: Учитель начальных классов Очкина Светлана Валентиновна МОУ «СОШ с. Новорепное»
Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм Инновационная развивающая технология
Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему народного образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым. Однако не всякое новое в обучении можно назвать инновационным, поскольку инновация предполагает создание и внедрение такого новшества, которое вносит значительные, существенные изменения в любую социальную практику, в том числе, и в систему обучения.
Инновационная развивающая технология. Очень забавная и еще более сильная методика обучения чтению. Безотказно и в кратчайшие сроки дает качественный результат. Весело для детей, удобно для преподавателя, абсолютно понятно для родителя.
Каждый ребенок, пришедший в школу мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".
Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы – раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта ребёнка!
До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь – буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, – все то, что предлагают учебники. Но с моей книжкой малыш уже с первого занятия учится в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕБУС-МЕТОДА. ДВА ПРАВИЛА.
"Ребус-метод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип моей игры, необходимо все указанные мною задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.
Моя игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для первоклассника это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает моим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.
Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Моя задача в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:
маска – МА пальма – ПА мышка – МЫ шишка – ШИ кошка – КО ложка – …
Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами: Коля – КО Оля – О Маша – МА Даша – ДА Петя – ПЕ Федя – ФЕ Ира – И Кира – КИ и т.п. (имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку) Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).
Как только ребенок понял правило "маска – МА" и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести: маска-маска – МА-МА пальма-пальма – ПА-ПА туфли-чайник – ТУ-ЧА курица-чайник – КУ-… маска-шарик – МА-… кактус-шарик – …
Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова: маска-шишка-наволочка – МА-…-… маска-листик-наволочка – МА-…-… бусы-маска-галстук – БУ-…-… галстук-зебра-тапки – …
ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ - СЛОВА ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ девочка-тигр ножницы-гиря голубь-рыба ручка-кисточка гусь-бык ящик-мышка ножницы-рыба люстра-диск кошка-нитки
Вывод:Чтение есть процесс перекодирования графических знаков (букв, пиктограмм, иероглифов) в устные речевые единицы (звуки, слова, фразы). Таким образом пиктографическое чтение так же является чтением, как и буквенное. При этом слоговое пиктографическое чтение более соответствует конкретному восприятию ребенка, чем абстрактное фонемно-буквенное чтение.
При обучении детей чтению с помощью Ребус-метода я не предлагаю детям никаких теоретических понятий. Я просто показываю детям графические знаки, и называю их звучание. При этом я не делю неделимые звуки на составляющие их буквы/фонемы. Я не объясняю разницу между звуками, буквами и слогами. Я не говорю о гласных и о согласных. Я не классифицирую согласные как твердые или мягкие, как звонкие или глухие. Все эти условные понятия и обобщения ни в коей мере не помогают ребенку ни запомнить букв, ни понять механику чтения.
Работа по карточке. Цель задания — составить прочитать слоги.
Формирование представления об образовании слова из двух слогов Задачи на слогосложение - следующий после слогосоставляющих заданий этап обучения чтению. Цикл заданий этого типа направлен на усвоение детьми принципа образования слова из слогов.
Упражнение «Допиши и произнеси» готовит ребенка к освоению темы. Каждому выдается карточка и ставится конкретная учебная задача: дописать букво-звуки, глядя на образец и обязательно негромко их проговаривая
Каждому ребенку предлагается карточка, увеличенная копия которой располагается на доске для большей наглядности. Учитель по этой картинке показывает линию, соединяющую слогообразующую букву с основной (принцип слогообразования), дает понятие слога.
Цель задания — копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных.
Используемая литература: Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. статья «Фонетической ошибке нет!» Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89 Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.