Индивидуализация и дифференциация обучения
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
В контексте индивидуализации обучения понятие “дифференциация” исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Под групповой работой понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3 – 8 человек – чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, в условиях отношении возможностей действовать в соответствии со своей индивидуальностью.
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение ученика. Изучение ученика, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, беседы с ними на дому, наблюдения культурно-бытовых условий, изучение медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на ученика.
Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается иной план наблюдений: особенности умственного развития: а) внимания, памяти, мыслительных процессов; б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы; в) речь, начитанность, общий кругозор. Знания ученика и его отношения к учению: а) качество знаний по предметам; б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца; в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами; г) прилежание, интерес к учебной работе. Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Дифференцированное педагогическое воздействие с учетом половых психофизических различий в классе Обучение мальчиков и девочек, учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствуют полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает комфортную, природосообразную среду воздействий в процессе обучения. Известно, что мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки – однотипные; мальчики обладают способностью к поисковому поведению, девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Существенные различия, о которых важно знать учителю, есть в организации внимания – у мальчиков оно более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий. Приведем основные принципы работы в классах раздельного обучения или в классах с преобладанием детей одного пола.
Литература. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 1973. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся// Вопросы психологии. 1961 №2 Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. Конев А.Н. Индивидуально – типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения// Народное образование. 1964.№2. Махмутов М.И. Современный урок: вопросы теории. М., 1981.
Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения// Советская педагогика. 1967. №7. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. 1986.№11 Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся// Начальная школа. 1987. №1. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа. 1990. №6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.