Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин
Основа современных образовательных стандартов Формирование базовых компетентностей: Информационной: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; Коммуникативной: умение эффективно сотрудничать с другими людьми; Самоорганизации: умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы; Самообразования: готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Информационные и коммутационные технологии (ИКТ)это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки распространения информации.
Информатизация образованияэто обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания
Направления внедрения новых информационных технологий в учебный процессПервое направление - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов обучения. Второе направление – это системный подход. Он представляет собой технологизацию учебного процесса.
Дидактические возможности ИКТ в образовательном пространстве школы представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.; контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество; использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Возможности ИКТ для изучения школьных дисциплинДают возможность: Найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся. Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками. Сопровождать учебный материал динамическими рисунками. Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.
Дают возможность: Осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития. Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований. Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин. Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
Направления использования компьютерных технологий учителем Тематическое планирование уроков Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету. Освоение и использование новых технических средств обучения Уроки Внеклассные мероприятия Проектная и творческая работа учащихся Разработка программ предпрофильных, элективных курсов, занятий факультативов. Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся. Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Формы использования ИКТ в образовательном пространстве школы ИКТ как предмет изучения (информатика и ИКТ). Использование ИКТ как средства организации учебного процесса. ИКТ во внеурочной деятельности. ИКТ в библиотечной деятельности. ИКТ в организационно-управленческой деятельности.
Формы использования ИКТ в области конкретной школьной дисциплины Урок Презентация Портфолио Подготовка к ЕГЭ Контроль знаний, диагностика Мониторинг, составление графических отчётов Исследовательская , проектная деятельность с использованием интернет ресурсов
ИКТ позволяет ДЛЯ УЧЕНИКА непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению прилежания и адекватности самооценки; психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль); возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения
ИКТ позволяет УЧИТЕЛЮ смягчить ( или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки; вести мониторинг учебной деятельности учащихся; оперативно анализировать результаты урока, недели ,месяца, четверти ,полугодия, года обучения; реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки.
ИКТ позволяет РОДИТЕЛЯМ в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости ( и другой деятельности) своего ребенка.
За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением. Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.