ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №81 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Информационная карта Технологии развития критического мышления ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МЕДВЕДЕВА ТИНА ГЕННАДЬЕВНА
Информационная карта Технологии развития критического мышления
Рефлексия- [от лат. reflexio - обращение назад] Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний. Технология-. [от греч. technē - искусство, мастерство и logos - учение] Совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л. Когниктивный- познавательный "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Инновационные технологии
Рассмотрим технологию, которая, с нашей точки зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития критического мышления
Теоретическое обоснование Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 г. Авторы - американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации
ОпределениеОбразовательная технология, направленная на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма. Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление .
Цель : развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося: • осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения; • преодолением эгоцентризма мышления; • рефлексией альтернативности принимаемых решений; • умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.
Этапы (алгоритм)evocation (вызов, пробуждение) realization (осмысление новой информации) reflection (рефлексия)
Фаза вызоваПервая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому во просу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы
Фаза осмысленияВторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Фаза рефлексии Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
Функции фазы вызова Важнейшей функциями фазы вызова являются: иинформационная , вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме; часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. ; возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений
Функции фазы вызоваМотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получитьна них ответы, это всегда интересно ученику
Функции смысловой стадииВторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.) На этом этапе урока учителю важно, «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания
Функции стадии рефлексии На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Приемы и стратегии1. «Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил). 2. Таблица «Плюс-минус-интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу (Эдвард де Боно). 3. «Эффективная лекция». Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов - осмысление - рефлексия». Для организации деятельности используется прием «бортовой журнал».
Приемы и стратегии4. «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди (кластеры) могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. 6. Стратегии работы с вопросами, графическое изображение называют «Ромашкой вопросов» (или «Ромашкой Блума»), «Синквейн» - прием, работающий на стадии рефлексии, написание пятистишия по определенным правилам.
Пример кластера
Формы работы Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся
Педагогиче ский результатТехнология, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метакогнитивные умения. Важным является то, что учащиеся при решении образовательных задач сами фор мируют и пользуются метакогнитивными умениями, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Изучение и применение технологии дает возможность учителю оценить когнитивные спо собности учащихся, провести рефлексию их деятельности, способствует ценностно-смысловому усвоению содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития
Литература Пособие Электронный адрес: www.kmspb.narod.ru Галактионова Т.А., Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999. Богатенкова Н.В. , Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ. 2001. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г. Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.:Просвещение, 2004 г. «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ:КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» методическое пособие под редакцией И.Б. Мыловой Спб 2011