Даже самое старое (известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом Ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости. В.Г. Белинский Использование инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании учащихся. Из опыта работы учителей МОУ СОШ № 10 г. Серпухова Московской области
Новация – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства.
Основные технологии обучения
Проблемное обучение организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей: Математика - Егорова О.М., Аристархова Н.В. История – Ермакова Я..В., Кобелева А.В., Дюмина И.А. География – Соколова Е.В. Физика – Оканева О.Е.
Коллективная система обучения структурно-функциональная организация процесса саморазвития учащихся реализуется через обучение в активном взаимодействии обучающихся с педагогом и между собой, обеспечение взаимодействия всех членов коллектива в рамках различных форм коллективного способа обучения. Обобщен опыт по следующим проблемам: «Организация групповой и парной работы на уроках литературы, русского языка» (Рабочих Е.Н, Жигарева Г.С.), «Организация групповой работы на уроках истории и обществознания» - Дюмина И.А. «Организация групповой работы на уроках физики»
Коммуникативные технологии наиболее активно используются в преподавании предметов гуманитарного цикла, обеспечивая практическую ориентацию урока, его ситуативность и ролевую организацию, коллективное взаимодействие на уроке. психология общения- Артемова Е.И. учителя начальных классов – Тишина Г.К., Клочкова Т.В., Савельева А.В.
Проектные методы обучения способствуют повышению познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, развивает исследовательские навыки учащихся, способствует интеграции школьных дисциплин. Опыт педагогов по внедрению метода проектов обобщен в следующей тематике: «Основы проектной деятельности» - технология – Андреев А.И. в системе дополнительного образования – арт – студия «Фантазеры»– Ланина А.А. музейные технологии – Дюмина И.А.
Технология игровых методов обучения активно используется при организации образовательного процессса в форме педагогических игр не только в начальной школе, но и в старшем звене. Разработаны уроки: «Использование игровых технологий при закреплении лексики на начальном этапе обучения иностранному языку»- Максимова М.В., Курцева Д.Ю. «Лингвистические игры на уроках русского языка при изучении темы «Лексика» и др. – Бучинская Л.А., «Использование игровых технологий на уроках естественно – гуманитарного цикла», «Игра как форма обучения детей младшего школьного возраста» в рамках работы школы передового педагогического опыта – дан семинар в 1 четверти 2008-09 уч. г. активно используется при организации образовательного процесса
Обучение и воспитание в сотрудничестве совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности помогает формировать у обучающихся навыки работы в коллективе взрослых и детей. – Жигарева Г.С. – классный –час – презентация профильного класса.
Новые системы оценивания направлены на формирование уровня самооценки учащихся путем создания портфолио учеников начальной, основной и средней (полной) школы. В школе ведется работа по теме «Технология создания портфолио».- участие в городском конкурсе проектов портфолио.
Информационно-коммуникативные технологии представлены в использовании компьютерных программ в формировании ключевых компетенций на уроках Рабочих Е.Н. использует на своих уроках русского языка, Цевенкова Н.В. – на уроках биологии, Оканева О.Е. – на уроках физики, Максимова М.В. – французский язык, Ланина А.А.- МХК, Аристархова Н.В.- геометрия.
Интегрирование предметов В школе на протяжении последних 3-х лет учителя физики Оканева О.Е. и биологии Цевенкова Н.В. проводят интегрированные уроки. В 2006 – 2007 г. В 11 классе по теме:»Экологические проблемы,связанные с использованием энергетики» 2007 – 2008 г. В 8 классе -урок по теме: «Тепловые явления» В начальной школе – Котелова М.Н. – Метальникова И.А. – «История Руси 9-12 вв.»(история+изо) - «Сумма углов треугольника» Аристархова Н.В. – Гущина Л.Н. (Математика +информатика) ; - вне5классная работа Дюмина И.А. – Метальникова И.А.(музейные технологии+изо).
Технология модульного обучения Сущность модульного обучения заключается в том, что составляется модульная программа обучения, соотнесенная со структурой деятельности учащихся и состоящая из отдельных элементов, называемых «модулями». Модульный блок представляет собой законченную часть работы – действия учащихся с четко обозначенным началом и концом. Соколова Е.В. – география Цевенкова Н.В. - биология
Источники инноваций Потребности жизнедеятельности школы: необходимость частичной замены традиционного подхода к получению, закреплению, приобретенных знаний, умений, навыков. Профессиональный опыт учителей. Этот источник инноваций предполагает личное продуцирование идей (выработку, изобретения, придумывание, догадку). Заказ социальный: родители, предприятия, учебные заведения.
Профессиональный рост педагогов
«СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части» Функции образования . 1.Социальные функции образования: обеспечение условий существования новых поколений;снятие социальной напряженности в регионах; 2. Социально-экономические функции образования: переход на новые технологии (практическая реализация научно-технической революции); насыщение рынка труда дипломированными специалистами; обеспечение социальной и профессиональной мобильности специалистов.
Результаты диагностики Что необходимо о вашему ребенку чтобы быть успешным?
ЗадачиРазвернуть инициативную педагогическую деятельность, связанную с обновлением и развитием образовательного процесса Полнее использовать творческий потенциал педагогических кадров. Способствовать развитию практико – ориентированных научно – педагогических исследований, направленных на повышения качества образования.
Результативность участия в олимпиадах
Поступление в ВУЗы
Диагностика способности к обучению по методике «интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой.
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива
3.Ваши ожидания от участия в инновационной деятельности: