МБОУ «Кузнеченская СОШ» Детская одаренность Семинар 16.02.2012 г.
Что такое «одаренность»? Одаренность – суммарное, общее личностное свойство человека.Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
ОдаренностьБлагоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить "природный дар" в выдающийся талант.
СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:детей с интеллектом выше среднего;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИВсе маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИИнтеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.
СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИПервая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«ПЛАТА ЗА ТАЛАНТ»Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачиДля одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Неприязнь к школе Игровые интересы. Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
ПРИЧИНЫ УЯЗВИМОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙСтремление к совершенствуОщущение неуязвимости Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ? 1. Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. 2. Если же вы не попали в эту категорию не расстраивайтесь, психолог всегда рад прийти Вам на помощь.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ:Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься . Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
Предметные олимпиадыВ школьном туре (1этап) приняли участие – 7 - 11 кл.В миниципальном туре(2 этап) приняли участие 9 – 11 кл.Итоги 2 этапа: победители – 9 человек призеры – 3 человека
Итоги муниципального тура олимпиад 5-11 кл
Итоги муниципального тура олимпиад 3 – 4 кл
Исследовательская и проектная деятельность учащихся
Спортивные достижения школьниковВнеурочная деятельность учащихся