МБОУ СОШ №1 г. Березники Пермского края Способности ? Одарённость ? Рожнева Л.В. учитель физики
Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
способности «Aptitude» - англ. - «природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения». либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта,либо приобретенные им навыки и умения
Соотношение способностей и задатковспособности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией;задатки это предпосылки развития способностей, но они не являются неразвитыми, потенциальными способностями.
Способности бывают: Общие,Специальные.
Общие способности Часто называют общими умственными способностями (зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания). Обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, их человек реализует во многих видах деятельности - прежде всего свойства ума.
Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности:математические, художественные,музыкальные и т. д.
Классифицикация специальных способностей: 1. По видам психических функций (моторные, сенсорные), 2. По видам деятельности (технические и профессионализированные: конторские, артистические, художественные и пр.).
Проявление способностей Интеллект – составная способность, включающая в себя относительно независимые вербальные, математические, пространственные, мнемические и другие виды способностей. определения интеллекта: Интеллект как способность к обучению. Интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.
Проявление способностей 2. Креативность – (лат. -создание, сотворение) аналог понятия «творческие способности», неразрывно связана с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (для творца, или общества).
Интеллектуальные параметры, характеризующие креативность:беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
Проявление способностей 3. Дивергентное мышление условия мышления, если проблема только еще не определена, не раскрыта, не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (конвергентное мышление ориентируется на известное или подходящее решение проблемы).
Одаренность можно понимать как: качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности; общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека; умственный потенциал - интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам);совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок). Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Одаренность – высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Уровни одарённости:1) задатки как природная основа способностей;2)способности;3)талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;4) гениальность - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;5) одаренность.
одаренность – система, включающая компоненты:анатомо-физиологические задатки;сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации их искусственное поддерживание; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. структура творческой одаренности.
Проявление одаренности можно представить через:доминирование интересов и мотивов;эмоциональную погруженность в деятельность;волю к решению, к успеху;много вариантность решений; общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации; изобретательность, находчивость;быстроту решений, оценок, прогнозов.
Родители и дети 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените их неповторимость и индивидуальность.2.Проблемы и конфликты решайте в атмосфере сотрудничества; очень важно побуждать ребят оказать помощь друг другу, радоваться успеху других.3. Соблюдайте единство требований. Несогласие взрослых создает для младших сложную ситуацию: кого слушать? Младшие вынуждены приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к старшим.4. Чаще создавайте дома ситуацию разговора «по душам», чтобы дети могли спокойно рассказать о своих проблемах.
Родители и дети 5. Не вините детей за создавшуюся сложную экономическую ситуацию в семье. Не применяйте физические наказания, когда они испортили куртку, порвали брюки и т. д. 6. Помните о том, что многие дети не выносят сравнения себя с другими (братьями и сестрами), но безболезненно воспринимают сравнение с самим собой.7. Реализовывайте важнейшие средства воспитания - труд, режим, игры. Поощряйте проявления в характере детей таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Не делать за него то, что он обязан делать сам. Приучать ежедневно планировать свою деятельность, отработав умение планировать каждый день, приступать к следующему шагу.8. Идти к здоровью не рядом с детьми, а вместе с ними, стать здоровыми дети могут только в здоровой семье.
Чтобы ребенок дорожил вашим мнением и обращался по любому волнующему его вопросу, запомните несколько правил:Не отвечайте на бегу, надевая пальто или отмывая кастрюлю. Если у вас нет времени, чтобы сесть рядышком и поговорить, отложите беседу: «Солнышко, мне приятно, что ты обратился ко мне с этим вопросом. Дай мне, пожалуйста, минутку (15 минут, полчаса, время...), я закончу свои дела, и мы обязательно с тобой поговорим».Не давите на ребенка в порыве беспокойства: «Кто тебе об этом сказал? Где ты это услышал?» Он может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо. Наводите малыша на размышление: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь?» Вопросы с акцентом на слова «считаешь», «думаешь» помогут ребенку понять, что вам тоже ценно его мнение.
Анализ теста Более 54 баллов: у вашего ребенка ярко выражены способности и качества, характерные для детей Индиго. Не мешайте ему проявлять свои способности. Чтобы «раскрыться» в полной мере, ребенку необходима помощь взрослых. Чтобы понять потребности своего малыша, почитайте специализированную литературу, поищите в Интернете других
Анализ теста От 38 до 53 баллов: у вашего ребенка присутствуют многие способности и черты, характерные для детей Индиго. Но он не 100% Индиго, а так называемый «переходный тип». Если вы будете развивать эти способности, то, возможно, вашего ребенка в ближайшее время можно будет отнести к поколению Индиго. А если эти способности не развивать, то они к подростковому возрасту исчезнут.
Анализ теста Менее 38 балов: у вас обычный ребенок. Даже если вы и замечали необычные способности, то это вовсе не означает, что у вас растет Индиго. Возможно, у вас очень талантливый малыш, но его таланты не сверхъестественны, а вполне обычны. Поэтому вместо того, чтобы искать у ребенка сверхъестественные способности, лучше развивайте его собственные таланты.