Научно – исследовательский проект «Оценка физической и умственной работоспособности подростка» Выполнила: ученица 10 класса МБОУ «Гимназии №4» Глухенькая Виктория Руководитель: Рыкова Татьяна Викторовна, учитель физики
Физика - это наука о ПРИРОДЕ Человек – это часть природы, поэтому изучение тела человека и тех законов, которым оно подчиняется, очень интересно, а особенно ВАЖНО! Здоровье человека связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития, адекватным включением в общество на каждом этапе развития Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка
Оценка физической и умственной работоспособности подростка Цели: Изучение собственных физических возможностей Оценка собственной физической и умственной работоспособностиСоздание брошюры Задачи: Освоить правила и технику исследования своего физического развития Произвести оценку физической работоспособностиСделать выводы о гармоничности собственного физического развития Исследовать умственную работоспособность Сделать выводы о гармоничности собственного умственного развития
Антропометрические измеренияФизиометрические измерения
Центильный метод Центильный метод основан на статистических закономерностях. Он применим для анализа непрерывных величин с распределением любого типа, т.к. учитывает реальные границы ряда по каждому признаку и не смещает оценку в сторону завышения или снижения нормы. Выделяют 6 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 75-й, 90-й, 97- й. Промежутки между центильными вероятностями называются центильными интервалами или «коридорами». Выделяют 7 неодинаковых по величине центильных интервалов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическое развитие Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс роста организма и его созревание. Для оценки физического развития определяют соматотип и гармоничность развития ребенка. При определении соматотипа учитываются три параметра: длина тела, масса тела и окружность грудной клетки. Гармоничность развития определяется на основании разности между максимальным и минимальным показателем коридоров.
Оценка физического развития Заключение: физическое развитие макросоматическое, дисгармоничное засчет роста выше средней нормы.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Функциональное состояние Уровень функционального состояния организма оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных исследований и инструментальных исследований.Функциональное состояние организма определяется сравнением показателей основных функциональных систем с нормативными параметрами (ЧСС, АД (САД и ДАД), ЧД, ЖЁЛ )
ЖЁЛ Заключение: Сравнивая фактический объем с должным я выяснила, что фактический объем не превышает должный на 20%, следовательно, отклонений по данной характеристике у меня нет.
Оценка функционального состояния Заключение: функциональное состояние моего организмавысокое, т.к. соответствует числовым нормативам измеряемых величин
Индивидуальный профиль развития По данному профилю определяют степень гармоничности развития организма. Развитие считается гармоничным(пропорциональным), если крайние значения не превышают 0 – 1 , при большем отклонении – развитие считается непропорциональным, дисгармоничным. Крайние значения (рост и масса различаются на +1,6), следовательно, физическое развитие дисгармоничное. Разность крайних значений (ЧСС и САД) = 0, следовательно, функциональное состояние гармоничное, пропорциональное.
Гигиеническая оценка осанки Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека, в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Виды нарушения осанки: Лордоз Плоская спина; Плосковогнутая спинаКифоз Сутулость; Круглая спина; Кругловогнутая спинаСколиоз Заключение: оценив гигиеническую оценку моего организма, я выяснила, что имеется отклонение – сутулость
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОНОСТИ
Физическая Работоспособность Работоспособность – это способность организма реагировать на нагрузку и выполнять, таким образом, определенную работу. Работоспособность зависит от: состояния здоровья возраста натренированности индивидуальных способностей условий окружающей среды Чтобы повысить работоспособность надо: соблюдать режим дня отдыхать на свежем воздухе и полноценно спать регулярное и полноценное питание достаточная двигательная активность чередование видов деятельности
Метод предсказания МПК в СТЕП – ТЕСТЕ Гарвардский СТЕП – ТЕСТЕ используют как стандартный вариант нагрузки или как нагрузку растущей мощности для определения Максимального Потребления Кислорода . Для проведения опыта используют модель ступеньки, во время проведения опыта испытуемый должен держаться за поручни. Заключение: проведение СТЕП – ТЕСТА показало, что я обладаю высокой физической работоспособностью
Оценка умственной работоспособности
Умственная работоспособность Физиологические факторы – возраст, пол, уровень физического состояния и развития, состояние здоровья, питание. Факторы окружающей среды физического характера, отражающие географические, климатические условия существования. Психические факторы – мотивация деятельности, эмоциональный настрой, особенности внимания, памяти, мышления, воображения.
ВНИМАНИЕ В жизни человека большое значение играет произвольное, целенаправленное внимание, которое развивается при трудовой деятельности и лежит в основе умственной работоспособности.Практическая работа №1 : «Исследование избирательности внимания». Мое время выполнения: 2мин.40с – 5 балловМое количество ошибок: 2 шт. – 3 баллаИТОГО: 8 баллов Заключение: у меня высокий уровень избирательности внимания
ПАМЯТЬ Память является одним из основных свойств нервной системы. Она помогает человеку воспроизводить и использовать прошлый опыт и приспосабливаться к имеющимся условиям существования. Практическая работа №2: «Выявление преобладающего объема памяти типах предъявления словесного материала ученику».Опыт №1 : «Слуховое исследование запоминания».Опыт№2: «Зрительное исследование запоминания».Опыт№3: «Моторно – слуховое исследование запоминания».Опыт№4: «Комбинированное исследование запоминания». Заключение: из таблицы видно, что у меня преобладает зрительный и комбинированный типы памяти
МЫШЛЕНИЕ Мышление – это сложнейший психический процесс, способствующий адаптации человека к условиям окружающей средыПрактическая работа №3: «Исследование аналитического мышления в условиях ограниченного времени»2-4-6-8-10-12-14 6-9-12-15-18-24-27 3-6-12-24-48-96-192 4-5-8-9-12-13-16 22-19-17-14-12-9-7 39-38-36-33-29-24-18 16-8-4-2-1-1/2-1/4 1-4-9-16-25-39-49 21-18-16-15-12-10-9 3-6-8-16-18-36-38 12-7-10-5-8-3-68-16-9-18-11-22-15 7-21-18-6-18-15-5 10-6-9-18-14-17-34 Заключение: я решила все предлагаемые цепочки, у меня очень высокий уровень аналитической способности
МЫШЛЕНИЕ Практическая работа №4: «Исследование рефлексивности мышления»лбко – блок + раяи – ария + упкс – пуск + гиар – Рига тиго – итог еравшн – реванш + ркдети – кредит + ашнрри – шарнир + ложакф – флажок ргпуап – группа + окамднри – командир + лгнизоме – глинозем + лкбуинка – клубника +торктыар - тракторы Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных баллов на их макс. кол – во, в данном случае оно равно 28:K = 24/28=0,9 Заключение: я обладаю высоким уровнем рефлексивного мышления Макс. = 14+14=28 балла Итого: 14+10=24 балла
Заключение Проведя данную работу и подведя итоги своих вычислений и измерений, я поняла, что мне необходимо развивать слуховую память (учить стихотворения, читать вслух, аудирования на различных языках, пересказывать тексты), а также исправлять собственную осанку, выполняя различные физические упражнения, например, хождения с палкой за спиной и др.
Вывод Состояние здоровья тесно связано с понятием физической и умственной работоспособности, поэтому важно научиться самостоятельно проводить различные измерения и исследования своих физических и умственных данных, и на этой основе оценивать степень собственного развития