Технология личностно-ориентированного обучения ( Анализ работы по методической теме )
Козлова Алла ВладимировнаУчитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №354 Московского района
Уча других, также учишься.( Н. В. Гоголь )Педагогическое кредо – творческое взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения.
Приоритеты современной системы образования1. Личностно – ориентированная парадигма. Обращение к субъектному опыту учащихся.2. Вариативная парадигма Предоставление свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, учащийся идет к результату от внутреннего побуждения.3. Развивающая парадигма. Создание условий для реализации природных потенциалов учащихся. Учитель должен не принуждать, а мотивировать учеников к деятельности4. Деятельная парадигма. Активизация позиции учащихся, их стремление к самопознанию, к самоанализу и самооценке.
Принципы личностно-ориентированного урока.
Прогнозируемый результатАктуализация и обогащение личного опыта учащихся.Проявление самостоятельности и инициативы.Развитие внутренней мотивации.Развитие творческих способностей.Включение в коллективную деятельность (со-трудничество)Создание общего значимого результата (со-творчество )
Используемые технологии Коллективные способы обучения.Регламентированная дискуссия.Театрализация.Педагогические мастерские.Метод проекта.Кейс-стади.Исследовательская деятельность.Развитие критического мышления.
Структура личностно-ориентированного урока. Этапы урокаНачало урока. Введение в тему.Опрос по предыдущему материалу.Пробуждение интереса к новой теме, постановка учебной цели.Обобщение изученного. Со-творчество.Рефлексия. МетодыЭпиграф. Погружение. Загадка.Цепочка вопросов. Найди ошибку. Согласен – не согласен.Вопросы к тексту. Знаю – не знаю – хочу узнатьКроссворд. Деловая игра. Кластер.Возврат к началу. Итоги. Эссе. Три уровня домашнего задания.
Кластер.
Введение в темуЗагадка.« Самостоятельные и служебные части речи »Определите части речи в предложении : 1. Дримбул латко крипетил горселёнка. 2. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. ( Л. Щерба )« Состав слова »Может ли приставка быть в середине слова?Эпиграф.Подумать, как эпиграф связан с неизвестной пока темой урока.« Понятие о причастии »Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. ( В. Даль )
Опрос по предыдущему материалу (основа для дальнейшего изучения материала.)Цепочка вопросов. По цепочке, начиная с учителя, задается вопрос по определенной теме. Ученик, ответив, сам задает вопрос следующему и т.д.Найди ошибку. В слове «соленый» Петя написал гласную а. «Проверочное слово – сало», - объяснил он. Шёпот Петя написал с буквой о. « После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он.
Новая тема.Вопросы к тексту.Знаю – не знаю – хочу узнатьПравописание НЕ с причастиями.Как пишется НЕ с другими частями речи?
Со - творчествоКластер.СхемаДеловые игры.« Публицистический стиль речи »Я деловой человек (оформление деловых бумаг)
РефлексияОсновное – осмысление результатов работы, оценка ( общая и индивидуальная )Возвращение к «эпиграфу» - оценка соответствия изучаемой темыПриёмы «Вопросы к тексту» , «Знаю - не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым.Эссе (мини сочинение о восприятии изученной темы)
Составление кластера
Начало урока. Введение в тему. Технологии обучения – коллективные и индивидуальные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – погружение, загадка.А) Трое учащихся получают карточки для индивидуальной работы (задание – определить границы предложений, записать, ставя в конце предложения нужный знак препинания).Б) Коллективная работа – словарный диктант (один учащийся работает у доски, класс – в тетрадях, комментируются допущенные ошибки). Объединить по интересам, закаляться летом, спортивная фигура, гибкое тело, ловкий гимнаст, известный тренер, школьная олимпиада, тяжёлый кросс, достижения в спорте, поздравить победителей.В) На доске записаны слова и примеры: Ложь, ненавидишь, потеряешь, неправда, найдёшь, вспомнишь, обман, забудешь, любишь. 9 = 3 + 6 6 = 2 + 2 + 2По какому признаку данные слова могут быть сгруппированы в предлагаемые примеры? По какому признаку можно разделить и объединить слова?( 9 слов = 3 существительных + 6 глаголов)( 6 глаголов = ненавидишь-любишь + потеряешь-найдёшь + вспомнишь-забудешь)
Опрос по предыдущему материалу. Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – цепочка вопросов, наблюдение.А) Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?Б) Как связываются слова в словосочетании?В) Чем предложение отличается от словосочетания? Каковы признаки предложения?Г) Какие члены предложения называются главными?
Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учебной цели. Технологии обучения – коллективные и индивидуальные способы обучения, исследовательская деятельность, развитие логического мышления. Методы – вопросы к тексту, знаю – не знаю – хочу узнать, цепочка вопросов, наблюдение.А) Задание – используя словосочетания из словарного диктанта или слова из логической разминки составить предложения, выделить грамматическую основу, указать, чем она выражена.Б) Чтение и анализ составленных предложений. Поиск ответов на возникшие вопросы.В) Запись под диктовку (учащиеся вызываются к доске).Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи выражены. Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт сквозь листву. Три воробья с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе. Кто там в колодце так громко смеётся? Три часа у проруби три вороны пробыли. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелены.
Обобщение изученного. Со – творчество. Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – цепочка вопросов, кластер.А) Какие члены предложения называются главными? Что составляет грамматическую основу?Б) Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении? Какими частями речи выражается подлежащее?В) Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении? Какими частями речи выражается сказуемое?Г) Какими бывают предложения по составу грамматической основы?Д) Работа со справочным материалом учебника – стр. 62, 64.Составление кластера.
Рефлексия. Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – возврат к началу, два уровня домашнего задания.А) Итоги. Выписать грамматические основы, указать, какими частями речи выражены. Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеке выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника!Б) Комментарий к домашнему заданию – упр. 155 (письменно), упр. 142 (устно).