Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе Нормативные документы. Методическое письмо Минобразования России от 19.11 1998 №1561/14-15
1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Функции контроля и оценкисоциальная функция: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Текущий контроль Тематический контроль Итоговый контроль
3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ устный опрос; письменный опрос;контрольная работа;графические работы.
Особенности устного опросаМонологическая форма устного ответа не является распространенной в начальной школе. Детям предлагаются проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.
Письменный опросП.о. заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно
Характеристика цифровой оценки (отметки) "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований: не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
5. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки .
Русский язык
Письменные работы диктанты, грамматические задания, контрольные списывания, изложения, тестовые задания.
Классификация ошибок нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);наличие ошибок на изученные правила по орфографии существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения
Чтение и читательская деятельность В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: -навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); -умения выразительно читать и пересказывать текст, -учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Особенности организации контроля по чтению Текущий контроль ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения
Классификация ошибок и недочетовискажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударений (более 2);чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух ;непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного;нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности ;
МатематикаОценивание письменных работ
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки за письменные работы незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов; неправильный выбор действий, операций ;неверные вычисления ; несоответствие пояснительного текста ; несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Оценивание устных ответов. Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме.
Итоговый контрольИтоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Окружающий мир Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:неправильное определение понятия; нарушение последовательности в описании объекта (явления) ; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов; незнание фактического материала; отсутствие умения выполнять рисунок, схему; ошибки при постановке опыта; неумение ориентироваться, на карте, плане.
Особенности организации контроля по "Окружающему миру" индивидуальная и фронтальная устные проверки; письменные работы; самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Всем спасибо!
Презентацию подготовила учитель начальных классов Полянская С.В.
ИСТОЧНИКИИнтернет-ресурс: http://muravin2007.narod.ru/p100.htm