РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И.П. Пастухова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ, зам. гл. ред. журнала «Среднее профессиональное образование», преподаватель педагогического колледжа №5. 900igr.net
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП 8.3. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС: Раздел VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОПОП 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Простота должна быть сконструирована. Но чтобы что-то сконструировать, нужно точно знать, с чем Вы имеете дело и что Вы хотите достичь Э. де БОНО
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНИВАНИЯ Как сделать оценивание объективным и адекватным ? Что мы хотим оценить и почему ? По каким критерием должна происходить оценка ?
ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ? Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Прямое доказательство – преподаватель (экзаменатор) может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы. Косвенное доказательство: а) Свидетельское показание (непосредственное или документированное). б) Смоделированная ситуация.
ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ? Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.
НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Определение объекта оценивания Формулировка цели оценивания (как цель деятельности) Разработка критериев оценки (степени соответствия установленным требованиям), прозрачных и понятных как преподавателю, так и студенту Подбор средств оценки ( стандарты, нормы и т.п.) Выбор процедуры (технологии) оценивания
ВАЖНО! Любую оценку можно произвести, только сравнивая некую величину с её образцовым значением
СХЕМА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процедура оценки Результат оценки Средства оценки Цели оценки «ОЦЕНЩИК»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Результаты образования – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, конкретного занятия, дисциплины, модуля или ОП в целом).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Результаты обучения – освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
«Перенастройка» – описание результатов образования на «языке компетенций» результаты образования - цели результаты образования – оценивание результаты образования – задачи результаты образования – компетенции
ВИДЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Результаты образования – цели. Цель представляет собой общую формулировку учебных намерений преподавателя, (что преподаватель планирует охватить в данном блоке обучения и какое общее содержание и направленность программы он описывает). Результаты образования – задачи. По сравнению с целями задачи являются более точными, простыми и понятными (результаты образования представляются конкретными формулировками учебных намерений, дающими конкретную информацию о том, что планируется достичь преподаванием).
ВИДЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ Результаты образования – компетенции. Межпредметный характер компетенции позволяет рассматривать ее формирование как процесс. Результаты образования – оценивание. Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в обеспечении соответствия методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования.
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – НОВЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ Компетенция как результат образования Образовательные технологии как способ формирования компетенций Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций
ГОС Объекты оценки – ЗУНы Преимущественно традиционные методы оценки Субъект оценивания: педагог, реже работодатель, в качестве эксперимента – обучающийся Образовательные цели ставит ОУ, участие работодателя косвенное, в порядке эксперимента - обучающегося ФГОС Объекты оценки –наборы ПК ОК, готовность к профдеятельности Инновационные методы оценки, накопительная система оценивания и пр. Субъект оценивания: педагог, работодатель, обучающийся Образовательные цели ставит ОУ, при обязательном участии работодателя, косвенное участие обучающегося СРАВНИМ…
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ДОСТИЖЕНИИ И ОЦЕНИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Стратегия преподавателя (преподавание) задачи желаемые результаты образования обучающая деятельность оценивание Стратегия студента (учение): оценивание учебная деятельность результаты образования Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание-учение Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-учение
Профессиональные модули и учебные дисциплины Текущий и рубежный контроль и оценивание ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПА.00 Промежуточная аттестация: ПМ и УД КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПОП
ТИПЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ Текущий и рубежный Контрольная работа Лабораторная работа Практическая работа Устный опрос Рейтинговая и накопительная система Промежуточная аттестация Экзамен Экзамен квалификационный Дифференцированный зачет Зачет Итоговая государственная аттестация ВКР
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ: ТРАДИЦИИ Традиционная педагогика требует выработки у учащихся знаний, навыков и умений («ЗУН»). Учащийся должен, во-первых, обладать необходимой теоретической информацией (знания), во-вторых быть в состоянии применять ее на практике (умения), в-третьих довести это применение до автоматизма (навык).
ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ: ФГОС Объект оценки - компетенции Под компетенцией понимают обладание, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и опытом, а также способностью максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность и которые не всегда можно предсказать теоретически.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Количественные отметки, баллы, рейтинг Качественные анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения
ОБЪЕКТ И МЕТОД ОЦЕНКИ Объект Продукт деятельности Процесс деятельности Объем профессионально значимой информации Метод Экспертная оценка Поэтапный контроль Наблюдение Опрос Семинар Контрольная работа Экспертная оценка Соответствие эталону Соответствие алгоритму (регламенту) Соответствие научным подходам
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА (ОС) ОС – это контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля.
ПРОБЛЕМА… При всей надежности ОС, используемых традиционно в системе СПО, их нельзя признать вполне достаточными для проверки успешности освоения студентом учебной дисциплины, профессионального модуля или в целом образовательной программы, реализующих компетентностную модель обучения.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ … В классической триаде ЗУНов основное внимание уделяется знаниям, тогда как умения и навыки нередко играют вспомогательную роль. Соответственным образом строятся и формы контроля, которые, в основном, проверяют знания (реже - умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов (зачет и экзамен).
ВЫХОД ИЗ ПРОБЛЕМЫ Реализация многокомпонентной системы оценки качества образования Изменение принципа структурирования оценочных средств
ЗАДАЧИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ контроль (с помощью набора оценочных средств) и управление (с помощью элементов обратной связи) процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС СПО (НПО) по специальности (профессии) в качестве результатов освоения профессиональных модулей, дисциплин;
ЗАДАЧИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ контроль и управление за достижением целей реализации данной ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;
ЗАДАЧИ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ достижение такого уровня контроля и управления качеством образования, который обеспечил бы беспрепятственное признание квалификаций выпускников российскими и зарубежными работодателями.
ПРИНЦИП СТРУКТУРИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОС структурировались по областям научных знаний, что соответствовало их ориентации на ЗУНы (предметный принцип). Соответственным образом строятся формы контроля, которые, в основном, проверяют знания (реже умения и навыки), приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОС, сопровождающие реализацию каждой ОПОП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций. ОС как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего, инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения.
СВЯЗЬ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ И СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ Существует тесная взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий и методов оценки компетенций (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю – направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.
ИТАК … Решение сложных профессиональных задач требует синтеза частных ЗУНов в комплексные образования - компетенции. Для формирования не просто ЗУНов, но именно компетенций, традиционный предметный подход пригоден не во всем. Соответственно, и строго предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения образовательных программ. Полностью отказаться от предметного принципа разделения содержания образования невозможно, поскольку данное разделение объективно отражает структуру научного знания.
ВАЖНО! Чтобы разрешить противоречие между деятельностным подходом к образованию и предметным структурированием его содержания, необходимо структурировать и само обучение, и оценочные средства контроля его качества одновременно по предметному и деятельностному принципам. Подобную структуру оценочных средств можно назвать предметно-деятельностной.
Сравните с форматом учебной дисциплины КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Производить расчёт параметров электрических цепей Лаб. р. «Расчет параметров электрических цепей» Результаты (освоенные ПК) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Производить разборку, сборку и регулировку электрических приборов и устройств. Точность выполнения операций по разборке, сборке, регулировке электрических приборов и устройств Экспертная оценка Наблюдение и анализ действий обучающегося во время практики
ПРОБЛЕМА ИЗМЕРИМОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ Измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют. Задачу оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ Проектируемые оценочные средства должны отвечать не только требованию структурированности включенного в них учебного материала, но и его интегративности. При оценке качества последовательного или параллельного изучения дисциплин или МДК, лежащего в основе тех или иных компетенций, должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, опытом и т.п.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНОЧНЫМ СРЕДСТВАМ Именно интегральные оценки позволяют установить качество сформированных у студента компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускника к трудовой деятельности.
НАШИ ЗАДАЧИ… В процессе контроля и оценки образовательных результатов необходимо: использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля; традиционные средства контроля и оценки переосмыслить в русле компетентностного подхода.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Типы контроля: Текущая аттестация. Основные формы: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, коллоквиумы, контрольные работы. Достоинства: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатки: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Промежуточная аттестация. Основные формы: зачет и экзамен. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее раздела (разделов). Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях –даже формирование определенных профессиональных компетенций.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Итоговая государственная аттестация Основные формы: государственный экзамен, защита ВКР. Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом общих и профессиональных компетенций.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ Устный опрос Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Письменные работы Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ Контроль с помощью технических средств и информационных систем Достоинства: оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ Модель включает следующие структурные компоненты: объекты оценивания и их предметные области; базы оценивания (нормы качества – системы требований); критерии оценивания (как признаки степени соответствия установленным требованиям, нормам, стандартам); субъекты оценивания (студенты, преподаватели, эксперты различных комиссий); средства и технологии (процедуры) оценивания. (В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Д. В. Харитонов и др.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕЙ МОДЕЛИ Она осуществляется через систему оценочных средств и технологий оценки качества подготовки выпускника, адекватно отражающей результаты освоения им ОПОП - компетенции, приобретенные им в течение всего периода обучения.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ Применяемые оценочные средства и технологии контроля результатов обучения должны предусматривать: возможность комплексного оценивания различных элементов ОПОП, формирующих общие и профессиональные компетенции: возможностью оценочных средств измерять уровень достижения установленных результатов обучения.
ТИПЫ ОЦЕНОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом; проверяющие освоение группы компетенций; проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля. ПО ХАРАКТЕРУ ТИП СУЩНОСТЬ ПРИМЕР ПРОЕКТ Изготовление «продукта» Методика лечения, блюдо, план-конспект урока, деталь ИССЛЕДОВАНИЕ Выявление проблемы и выбор способа решения Диагностика транспортного средства КОНСТРУКТОР Сборка целого из элементов Сборка механизма и проверка на работоспособность РОЛЬ Выполнение ПД в роли специалиста (реально или имитационно) Проведение урока, Оказание помощи больному СИТУАЦИЯ Метод кейсов Разработать предложения по развитию воспитательной системы школы
ЧТО ТАКОЕ ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ? Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания ЗУН и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП.
КИМы и КОМы… В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на: контрольно-измерительные (КИМ) контрольно (компетентностно)-оценочные (КОМ).
КИМы Контрольно-измерительные материалы призваны дать оценку образовательному уровню обучающегося. Образовательный уровень по-прежнему оценивается количественно. Здесь может использоваться балльно-рейтинговая система или традиционная пятибалльная. Оценивание происходит по традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».
КОМы… Контрольно (компетентностно) -оценочные материалы оценивают уровень квалификации. Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами.
Характеристики КИМ КОС Объект измерения Знания, умения, навыки Компетенции Достижения обучающихся Измеряют Дают качественную оценку Форма оценивания Оценивают в баллах (пятибалльная система) Зачет – незачет Освоено – не освоено Вид контроля по этапам обучения Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК Аттестация по профессиональному модулю. Экзамен квалификационный Функции Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль Контроль и оценка Разработка/утверждение Преподаватель/Ц(М)К /Заместитель директора Ц(М)К/заместитель директора/ работодатель Формы, методы контроля Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины Заполнение раздела 5 рабочей программы ПМ
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ Применение современных оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие: количественные и качественные оценки, достоверность и сопоставимость оценок.
УРОВНИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: имеющие однозначное решение (ответ); имеющие многозначность решений (ответов); не имеющие на сегодня признанных решений (ответов).
НОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Чем выше уровень неопределенности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень социального нормирования (содержание задания нормировано, а на ответ нормирование может не распространяться).
НОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Чем ниже уровень неопределенности, выше детерминированность (ниже сложность, выше однозначность ответа) оценочного средства, тем меньше степень нормирования (оно касается и содержания задания, и ответа на него).
ВАЖНО! При реализации инновационных технологий контроля качества компетенций для каждого оценочного средства должен быть выбран определенный критерий оценивания, определяющий степень соответствия заданной норме.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ Оценивать сформированность профессиональной компетенции можно двумя способами: как материальный или интеллектуальный продукт деятельности; как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс).
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ Для оценки продукта деятельности и процесса деятельности можно использовать сравнение представленного продукта с эталоном. Для оценки процесса можно использовать сравнение с эталонной технологией на основе совокупности критериев.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН Квалификационный экзамен и в том и другом случае можно проводить в реальной обстановке по критериям, либо в модельной ситуации (учебная деятельность) по критериям.
ВИДЫ ПРОДУКТНЫХ ЗАДАНИЙ практические задания; проекты или проектные задания.
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССА наблюдение за процессом выполнения деятельности в режиме реального времени; просмотр видеозаписи; формализованное наблюдение (структурированное наблюдение) - это специально организованное (целенаправленное и систематизированное) отслеживание деятельности обучающегося на рабочем месте (или его имитация) в реальном времени (или в видеозаписи).
ОЦЕНКА ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК необходимо на всем периоде обучения, возможная форма – портфолио.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Практический опыт является результатом прохождения учебной практики или производственной практики. Аттестация проводится в форме зачета. На зачет должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.
ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Профессиональные, общие компетенции Практический опыт Виды работ Оценка руководителя практики от предприятия
ОШИБКИ ЗАПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА 5 показатель оценки результатов освоения ПК или ОК является расплывчатым, недиагностируемым или трудно диагностируемым; при формулировании показателя не дифференцируется предмет оценивания: будет ли это оценивание процесса профессиональной деятельности, либо готового продукта; формы и методы контроля не соответствуют предмету оценивания (профессиональная компетенция) и целям контроля.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ 100701.01 Продавец, контролер-кассир ПМ 02 Продажа продоволь-ственных товаров Результаты (освоенные ПК Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку -производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования; -использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое, контрольно-кассовое оборудование. Тестирование, экспертная оценка выполнения практического задания
В ЧЕМ ОШИБКИ? показатели «производить» и «использовать» не диагностируют степень овладения ПК, так как фиксируют факт, но не правильность выполнения профессионального задания ( и производить какие-либо действия, и использовать оборудование можно правильно или неправильно). тестирование как одна из форм контроля, предложенная в таблице, проверяет знания, но не вид профессиональной деятельности.
ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ 100701.01 Продавец, контролер-кассир ПМ 02 Продажа продоволь-ственных товаров Результаты (освоенные ПК Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку - соответствие установленным требованиям и скорость подготовки измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования; - соответствие правилам размещения товаров на технологическом оборудовании с учетом классификационных признаков; - соблюдение правил выкладки товаров; экспертная оценка выполнения практического задания
ПРИМЕР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 100701.01 Продавец, контролер-кассир ПМ 02 Продажа продоволь-ственных товаров Результаты (освоенные ПК Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК 2. Организовывать Собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем - рационально планирует и организует свою деятельность; -выбирает оптимальный алгоритм деятельности (формы и методы соответствуют целям и задачам); -демонстрирует навыки тайм-менеджмента (своевременность сдачи заданий, отчетов и т.д. Интерпретация результатов наблюдений за учебной и учебно- производственной деятельностью обучающихся
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК Оценка продукта деятельности: соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений); - соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса); - соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений); - достижение (поставленных целей и задач занятия);
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК Оценка процесса деятельности соответствие … (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…); соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте); осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания; соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…; выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности); использование новых технологий (или их элементов) при… выполнение … с применением новых (можно указать каких) технологий (или их элементов)
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке): точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…); точность (диагностики …, определения, расчетов); СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ точность и скорость чтения чертежей; скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания; своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях); результативность информационного поиска; правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания;
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВОК Оценка обоснования обучающимся выбора решения: аргументированность преимуществ торгового предложения; обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей; адекватность оценки методов…; ясность и аргументированность (изложения собственного мнения); полнота и доступность (рекомендаций потребителю в устной и письменной форме (на русском и иностранном языках));
ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ФОС Фонды оценочных средств разрабатываются с учетом особенностей ОПОП. ФГОС выполняет функцию социальной нормы качества профессионального образования, описанной в категориях: «вид (направление) деятельности», «квалификационные требования (общие и профессиональные компетенции)», «профессиональные задачи», «решение проектов» и др.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС дидактико-диалектическая взаимосвязь между результатами образования и компетенциями, различия между понятиями «результаты образования» и «уровень сформированности компетенций»: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются и проявляются только в процессе деятельности;
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой колледжа и используемыми образовательными технологиями – соответственно и данные параметры должны проходить процедуру оценки;
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке студента, готового обеспечивать решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазиреальной деятельности;
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС при оценивании компетенций студентов должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике; кроме преподавателей, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, студенты выпускных курсов, преподаватели смежных дисциплин и др.;
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: - рецензирование студентами работ друг друга; - оппонирование студентами проектов, курсовых, исследовательских работ и др.; - экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей и др.;
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОС по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.
СОСТАВ ФОС Фонд оценочных средств может состоять из трех частей: средства для текущей аттестации средства для промежуточной аттестации студентов; средства для итоговой аттестации выпускников.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЧАСТЕЙ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий; модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности; совокупность контрольно-измерительных материалов (опросников, тестов и пр.)
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ совокупность контрольно (компетентностно) -оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания результатов и процесса формирования компетенций на определенных этапах обучения (на входе у студентов первого курса, приступающих к освоению ООП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсах, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы и др.);
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ методические материалы, определяющие процедуры оценивания на всех этапах контроля (описание процедур входного контроля уровня сформированности общих компетенций студентов первого курса в начале освоения ООП; материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения ООП по направлениям подготовки);
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ требования к квалификации организаторов оценивания; технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ методические материалы, определяющие процедуру оценивания, а также инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям; наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций (критерий оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента; программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур;
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ банк статистической информации и программы мониторинга достижений; структура портфолио и доступность статистической информации пользователям (интерфейсы по категориям пользователей: студенты, преподаватели, администрация, работодатели и др.); программы ГИА;
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на ГИА и критерии их оценки; методические материалы, определяющие процедуру проведения ГИА;
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для выпускной квалификационной работы: методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС, на основе данных о ходе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы; рекомендации по обновлению компонентов фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).
ВАЖНО! Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой дисциплине или профессиональному модулю. Целесообразность разработки ФОС одноименных дисциплин, профилированных для различных направлений подготовки (специальностей, профессий), определяется соответствующей предметно-цикловой комиссией.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ ФОС Ответственность за разработку ФОС несет предметно-цикловая комиссия в соответствии с приказом учебного заведения. Ответственным исполнителем разработки фонда оценочных средств является председатель ПЦК.
ИСПОЛНИТЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ФОС Непосредственный исполнитель разработки ФОС назначается председателем ПЦК из числа ведущих преподавателей. ФОС может разрабатываться коллективом авторов. Работы, связанные с разработкой фонда оценочных средств, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.
ВАЖНО! При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его соответствие: ФГОС СПО (НПО); ОПОП и учебному плану специальности (профессии); рабочей программе дисциплины (профессионального модуля); образовательным технологиям, используемым в преподавании.
УТВЕРЖДЕНИЕ ФОС ФОС по дисциплине или профессиональному модулю утверждается заместителем директора колледжа по учебной работе.
СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ При формировании ФОС важно учитывать стандарты оценочной процедуры: периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций; соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание;
СТАНДАРТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ многоступенчатость: оценка и самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков; единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов, выполнения условий сопоставимости результатов оценивания.
ЭКСПЕРТИЗА ФОС Фонды оценочных средств должны проходить экспертизу: учебно-методических объединений (организаций); представителей работодателей и профессиональных сообществ; независимых экспертных организаций
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ФОС Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно, включая и технологии для «входной» оценки уровня сформированности общих компетенций у студентов 1-го курса в начале освоения ОПОП
I ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Устанавливается полный состав требований к первокурснику, студенту на разных этапах обучения и выпускнику Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей и академических свобод учебного заведения.
II ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Создается перечень формируемых компетенций по уровням обучения, начиная со студентов первого курса, приступающих к освоению ОПОП, до выпускников (паспорт компетенций)
ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦЕЛЬ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ Повышение качества образовательного процесса посредством непрерывного совершенствования профессиональной образовательной программы ТРЕБОВАНИЕ К ПАСПОРТУ КОМПЕТЕНЦИЙ Наличие механизма оценивания с документированными результатами и данными, подтверждающими их применение для дальнейшего совершенствования ОПОП
СТРУКТУРА ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ Матрица компетенций Паспорт компетенций Программа формирования компетенций Карта формирования компетенций Компонентный состав компетенций Знать Уметь Владеть Дисциплина (модуль) Технологии формирования компетенции Средства и технологии оценки
ПАСПОРТ и ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ __________________________________________________________ (общекультурной или профессиональной) КОМПЕТЕНЦИИ: «________________________________________» (наименование компетенции и код в соответствии с ОПОП ) ПРИ ОСВОЕНИИ ОПОП СПО, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФГОС СПО Специальность ________________________ Квалификация (степень) выпускника Нормативный срок освоения программы ______
ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ Выпускник специальности ___________________должен обладать ______________________________________________________________________ (наименование компетенции и код в соответствии с ФГОС ) Планируемые уровни сформированности компетенции № п/п Учебная дисциплина (профессиональный модуль) Перечень компонентов Требования к уровню подготовки Базовый уровень Углублённый уровень 1. Иметь практический опыт: Уметь: Знать: 2. Иметь практический опыт: Уметь: Знать: … ……….. …………. …………. … ……….. …………. ………….
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ результаты обучения методы обучения методы оценки
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ: «________________________________________» (наименование компетенции и код в соответствии с ФГОС ) ПРИ ОСВОЕНИИ ОПОП СПО, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФГОС СПО 1. Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов специальности _______________________при освоении ОПОП СПО Индексы Участвующие в формировании данной компетенции циклы, разделы, модули ОПОП Курсы обучения 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр 8 семестр 1 2 3 ОГСЭ. 00 Обязательная часть циклов ОПОП ОБЩИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ОГСЭ. 01 + ОГСЭ. 02 + ОГСЭ. 03 ОГСЭ. 04 ЕН.00 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ОБЩИЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ ЕН. 01 + ЕН. 02 ЕН. 03 + ЕН. 04 ОП. 00 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ ОП. 01 + ОП.02 + ОП. 03 ОП. 04 ПМ. 00 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ ПМ. 01 + +
2. Формы итоговой аттестации сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства. 3. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов при освоении ОПОП СПО. 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов данной компетенции при освоении ОПОП СПО. 5. Условия, необходимые для успешного формирования у студентов только данной компетенции при освоении ОПОП СПО ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ) (продолжение)
IIIЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций студентов на каждой стадии контроля.
IY ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с учетом дополнительных компетенций, обусловленных спецификой специальности или направления подготовки
Y ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Создается накопительная система сбора данных на каждого студента за весь срок обучения (портфолио студента).
YI ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Проводится выделение МДК профессиональных модулей, участвующих в формировании конкретных компетенций, или разделов ряда различных дисциплин, формирующих одно и то же интегральное знание или умение
YII ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Проводится формирование структуры и содержания оценочных средств для каждого этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины или модуля формулируется вопрос (задача), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения студентом учебного материала и достижения определенного уровня сформированности компетенции.
YIII ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС На каждый этап контроля создается спецификация поверяемых компетенций и соответствующих им заданий или вопросов. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания. Значимость задания (вопроса) может определяться тем, насколько это задание позволяет вынести интегральное решение о соответствии уровня сформированности компетенции требованиям ООП. Процедуру установления значимости (веса) заданий рекомендуется проводить с помощью экспертов или автоматизировано по статистическим данным предварительной апробации отдельно для каждой оцениваемой компетенции.
IХ ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результату выполнения которых можно судить об уровне ее развития и степени освоения учебного материала дисциплины или модуля. Возможны формулировки заданий, одновременно охватывающих материал нескольких дисциплин или МДК модулей (междисциплинарные комплексные задачи).
Х ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Разрабатывается демоверсия контрольного оценочного материала по спецификации, проводится учет замечаний и предложений экспертов, определение сроков и длительности контрольно-оценочного процесса, организационных, учебно-методических, технических и эргономических условий его проведения, методов обработки результатов.
ХI ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Разработка параллельных вариантов наборов заданий, одинаковых по содержанию в каждом варианте и по сложности их решения с равной или близкой суммой весов входящих в него заданий. Для обеспечения информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется не менее 5 вариантов.
ХII ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Сопоставление структуры и содержания контрольных оценочных средств с требованиями к уровням компетенций на данной стадии обучения студентов.
ХIII ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Выполняется подготовка «ключей» – наборов правильных ответов на каждое задание по вариантам.
ХIY ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Устанавливаются критерии (критерий) и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС и ОПОП (или профессиональным стандартам).
ХY ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов.
ХYI ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебного отдела, сотрудников центра оценки достижений студентов, председателей П(Ц)К, заведующих отделениями и др. Желательно исключить преподавателей предметников по направлению подготовки.
ХYII ЭТАП СОЗДАНИЯ ФОС Структура и форма оценочного листа должны быть отработаны, содержать поле требований к процедуре оценивания. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия требованиям ФГОС.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОС валидные контрольные измерительные материалы; соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения; четко сформулированные критерии оценки; максимально объективные процедуры и методы оценки; высококвалифицированные специалисты-оценщики; четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки.
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ ФОС знание методик контроля, теории педагогических измерений для выбора вида и содержания контролирующих заданий на разных этапах обучения студентов умение структурировать содержание учебного материала на основе компетентностного и деятельностного подходов умение стандартизировать контрольно-оценочные процедуры
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОС 1. Положение «О формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов». 2. Положение «О формировании фонда тестовых заданий». 3. Положение о модульно-рейтинговой системе оценки результатов обучения 4. Методические рекомендации: по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости в рамках ОПОП (контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы); по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям и практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.); по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения итоговой аттестации по профессиональным модулям; по составлению таблицы соотнесения внутренних оценочных шкал с оценочной шкалой ЕСТS.
Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы слабый луч света, ты должен идти к нему… Может это не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае В. Пелевин « Затворник и Шестипалый»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ [email protected]