«МЕТОДИКА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ» Библиотечный урок 900igr.net
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ?
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ Познакомить учащихся с основными приемами переработки первичной информации. Обучить методике составления конспектов. Воспитывать у учащихся культуру чтения и ведения информационных записей.
ПРОГРАММА КУРСА Конспекты, основные требования и характеристики. Виды конспектов и их характеристики. План – конспект. Тематический конспект Цитатный (текстуальный) конспект. Свободный конспект. Схематический конспект.
КАК составить конспект ? Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания. Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или любых двух этих форм.
Основные требования: Системность Логичность Краткость Убедительность Доказательность
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА Запись должна быть краткой, убористой. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями. Необходимо применять выделения и разграничения:
Выделения и разграничения Подчеркивание и отчеркивание Отступы Пробельные строки Нумерация Рамки Цветовые выделения
Подчеркивание и отчеркивание для выделения: - заголовков, - подзаголовков, - выводов, - тем. .
Отступы Необходимы для обозначения абзацев и пунктов плана. Они обозначают переход к новой микро теме. Обозначаются в виде красной строки.
Пробельные строки
Нумерация
Рамки Обычно в рамки заключают: - определения - формулы - правила - законы
Цветовые выделения должны быть системными, при этом не следует превращать текст в пестрые картинки.
ВИДЫ КОНСПЕКТОВ. ПЛАН - КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ ) СХЕМАТИЧЕСКИЙ СВОБОДНЫЙ
ЦЕЛИ УРОКА Научить правильно работать с учебной и научной литературой. Развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности. Помочь в успешном овладении знаниями Научить с помощью конспектирования проводить основные мыслительные операции: - синтез, - анализ, - сравнение. Повысить культуру чтения и интерес к процессу творческого познания.
Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика: - краток - прост - быстро составляется - учит выбирать главное - помогает четко и логично излагать мысли - дает возможность усвоить материал в процессе изучения.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Составить план прочитанного текста или воспользоваться готовым. Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например: Нумерованный:1. 2. 3. Маркированный: - - -
Сложный план Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана. Выбирается более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские, арабские, буквенные и др. обозначения 1. а. б. в. 2. Обязательно формулируется и записывается вывод.
ВЫВОД План - конспект незаменим при быстрой подготовке доклада, сообщения, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Характеристика: - может быть обзорным и хронологическим. - учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос. - привлекать имеющиеся знания и личный опыт. - используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
СПЕЦИФИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНСПЕКТА Заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых документов, т.е. из каждой книги берется только определенная глава. Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Изучи несколько источников по теме. Сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. Характеристика: - строится из высказываний автора. - используется для работы с первоисточником. - к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной деятельности. Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Прочитай текст. Отметь в нем основное содержание, главные мысли. Выдели те цитаты, которые войдут в конспект. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной. Обычно по простому или сложному плану. Обязательно выделить: - основные вопросы - доказательства (цитаты) - выводы. Прочти написанное, сверь его с оригиналом.
Это сочетание выписок, цитат, тезисов. Характеристика: - он требует серьезных усилий при составлении. - в высшей степени способствует усвоению материала. - требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.
ЭТАПЫ РАБОТЫ Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме. Изучи его и глубоко осмысли. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат. Составь тезисы. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Выписка – то, что выписано из какого - либо текста, документа. Вчитайся в название статьи, осмысли его. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли. Стремись к краткости записи. Отделяй одну мысль от другой красной строкой. Закончив работу, выпиши все данные из источника.
ТЕЗИС – положение, кратко излагающее какую- либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Познакомься с содержанием материала. Обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка поможет тебе в работе. Разбей текст на смысловые блоки.(с помощью плана или отчеркиванием). Определи главную мысль каждой части. Осмысли суть выделенного. Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте. Отделяй пробельной и красной строкой один тезис от другого. Это облегчит последующую работу с ним.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Правильно составленные тезисы вытекают один из другого. Располагаются в четкой последовательности. Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц. Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов. Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.