Формирование личностных результатов обучения в контексте «субъект-субъектных» отношения в преподавании физики Выступление на заседании педагогического совета от 14.01.2015 (обмен опытом) Подготовила Новикова Л. В. ОБОШИ Суджанская школа-интернат
Субъектность Субъектность - это свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. Субъектность связана с выявлением системообразующего отношения к профессиональной деятельности. Для педагога таким отношением выступает ценностное отношение к обучающемуся. Специфика субъектности педагога состоит в том, что учитель относится не только к себе как субъекту собственной деятельности, но и к обучающемуся как к субъекту их собственной деятельности.
Активизация познавательной деятельности обучающихся Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности, внимания обучающихся, формирование и развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности-процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Из опыта работы При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле я в своей практике использую различные методы: изучение новой темы крупным блоком, используя электронные учебники, презентации, ЦОР ( есть возможность использовать больше времени для решения задач по теме); уроки решения задач; контрольно-зачетные уроки; проектные исследования и др.
Планы (алгоритмы) изучения Одна из самых основных задач учителя при подготовке к уроку - это отбор и систематизация наиболее важного, стержневого учебного материала и разработка мер, направленных на концентрацию внимания обучающихся. В осуществлении данной идеи, как показывает опыт, могут помочь планы (алгоритмы) изучения материала, алгоритмы решения задач. Такие алгоритмы разработаны мною на изучение физ. явлений, приборов, законов, величин, теорий, задач. Я составляю печатные карточки и обучающиеся работают с ними на уроке. Это могут быть любые этапы -объяснение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление, может быть способ исправить или получить оценку.
Алгоритм изучения физической величины
Считая, что важной составляющей успешного обучения является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики, я разработала программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательных интересов. В области обучения: -знакомить обучающихся с новыми фактами и сведениями, которые могут им показать современный уровень науки и перспективы ее движения; -раскрывать перед обучающимися интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности; -при помощи проблемного обучения ставить обучающихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей; -показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом; -раскрывать перед обучающимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, при решении бытовых и практических вопросов. В организации процесса обучения: -постоянно усложнять познавательные задачи; -практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту; -развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдении, воображения, самостоятельности мысли.
Технологизация учебного процесса. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий не является самоцелью, необходимо продумать место и формы использования их для решения проблем в обучении. Я практически овладела техникой компьютерных демонстраций физических явлений с применением ИКТ, научилась создавать презентации, редактировать презентации, скачанные из Интернета под свои классы и задачи; Для демонстраций применяю различные типы компьютерных материалов. В основном это короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки, интерактивные модели. У меня есть своя медиатека, где материалы распределены по классам, по темам.
Интернет-ресурсы Мой любимый сайт -классная физика, на котором сосредоточены все материалы по физике для основной школы, одобренные Мин. образования и науки РФ : есть теория, интерактивные модели, видеофрагменты, таблицы, тесты, диафильмы, информация об ученых. Причем весь материал соответствует учебникам и программе
Решение задач Решение физических задач-один из важных способов продуктивного взаимодействия с обучающимися. Решение задач способствует более глубокому осмыслению основных законов, их всестороннему пониманию и прочному запоминанию. Формирование умений и навыков решения задач по физике - сложная задача. Для уверенного решения обязательного уровня сложности кроме понимания физического явления, лежащего в условии задачи, необходим достаточный математический уровень знаний: это решение уравнений, правило пропорции, нахождение неизвестного множителя, правило перегруппировки, перевод единиц измерения, вычисления.
Обмен опытом Буквально в нынешнем учебном году я стала использовать новую методику - создаю печатные материалы, в которых помещаю решенные задачи и предлагаю решить задачу по образцу (некоторым хотя бы переписать данную). На следующем уроке я уже даю карточку с задачами Потом несколько усложняю задачи. Уходит много времени на создание методических материалов, приходится пересматривать множество задачников, решебников, (естественно в электронном виде) делать скриншоты экрана, обрезать, вставлять в документ WORD, но, я уже прошла этап создания медиатеки презентаций и материалов к урокам, сейчас проще работать. Надеюсь, что дальше будет легче работать над решением задач.
Решение задач
Решение задач
Решение задач Решите задачу по образцу: Определите вес мальчика, масса которого 60 кг. Изобразите на рисунке вес и силу тяжести
заключение Главным содержанием своей практической деятельности я считаю включение в различные формы учебных взаимодействий всех без исключения обучающихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей. Совершенствование процесса обучения создают условия для субъект-субъектного взаимодействия, сотрудничества, свободного общения с целью коллективного выполнения учебной задачи.
Спасибо за внимание! Ресурсы: http://spiritual_culture.academic.ru/ http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/05/04/subekt-subektnye-vzaimootnosheniya-uchitel-roditel http://school-collection.edu.ru/ http://class-fizika.narod.ru/ http://pedsovet.su/ http://nsportal.ru/ Личные методические материалы