Модернизация образования:критериальный подход в системе оценивания учащихся Ким. Э.В., Панасенкова О.А., Крылов А.И.Методическая лаборатория МИОО.2008
Критерии – признаки, на основании которых осуществляется оценкаКритериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена
Общие требования к оценкеОбъективностьПонятность ученику, учителю, родителямСодержательность (возможность проверки на разных уровнях) Критериальный подход к оценке предполагает1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме2. Определение условий их проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.)3. Составление проверочных заданий
Основная проблема при осуществлении критериального подхода - неумение четко сформулировать ожидаемый результат по темеФормулировка ожидаемых результатов всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый.Она описывает процесс (отбирать доказательства, устанавливать соответствие) или результат действий ученика, соответствующие поставленной цели.
Технология осуществления критериального подходаДеление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Тема «Население России». Единицы содержания: численность населения, размещение населения, естественное движение населения и др.
Технология осуществления критериального подходаДля каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях.Численность населения:Базовый уровень: называть численность населения России, сравнивать численность населения России с другими странами;Повышенный уровень: давать оценочную характеристику влияния численности населения страны на её развитие.Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения
Технология осуществления критериального подходаКаждое требование проверяется заданиямиЕдиница содержания: Естественное движение населения РоссииОжидаемый результат: объяснять понятие «естественный прирост»Задания:1. Напишите формулу, по которой определяется естественный прирост населения.2. Определите по предложенным статистическим данным естественный прирост населения в разные годы.3. Проанализируйте график «Изменение рождаемости и смертности в России в XX веке», назовите периоды с отрицательным и положительным приростом населения.
Технология осуществления критериального подходаВ основу заданий ЕГЭ положен критериальный подход к оцениванию достижений ученика
ЕГЭЧасть СЗадание
Критерии оценки задания
Технология осуществления критериального подхода в данном задании ЕГЭТема «Виды изображения поверхности Земли»Единица содержания: условные знаки плана местностиОжидаемые результаты: уметь читать план местностиДанное задание соответствует повышенному уровню, т.к. предполагает умение учащихся применять полученные знания на практике
Технология осуществления критериального подхода в данном задании ЕГЭОтвет считается полным и правильным, если он содержит следующие высказывания:- для футбольного поля наиболее подходит участок 2- участок 2 – ровный (вариант - без ям, впадин)- участок 2 – сухой (вариант - не заболоченный)