Педагогический совет «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания на современном этапе» «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь, тем он свободнее». А. Чехов
Нравственность -внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Ожегов «Толковый словарь»
Духовность -свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными Ожегов «Толковый словарь»
проблема «экологии души»На сегодняшний день связывается с кризисом культуры и нравственности в мире.
Кризис нравственности
Причины проблем духовно-нравственного воспитанияОтсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, Спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; Недостаточное патриотического воспитания; Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ; представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Задача воспитания Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Программа духовно-нравственного воспитания разработана в соответствии с требованиями -Закона «Об образовании», -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, -на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», «Планета знаний» -с учетом методических разработок издательства «Просвещение» -опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»)
Программа духовно-нравственного воспитания Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи программы: формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Основные направления работыработа ШМО классных руководителей, планирование воспитательной работы; работа объединений дополнительного образования; деятельность детского объединения «Акварель»; систему внеклассных и общешкольных мероприятий; в процессе учебной деятельности учителями-предметниками; педагогическим коллективом в процессе методической работы над вопросами воспитания; через органы детского самоуправления - совет обучающихся; путем сотрудничества администрации, учителей и родителей в решении педагогических задач (на родительских собраниях, педагогическом лектории для родителей и т.д.); при участии психолога, социального педагога, школьного библиотекаря; при взаимодействии классных руководителей и родителей с советом по профилактике; через общение с социумом, городскими учреждениями.
Основные направления духовно-нравственного-воспитания Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
ФГОС определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования 1. Формирование основ гражданской идентичности личности 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Общечеловеческие ценности Любовь к матери Патриотизм. Любовь к Родине Свобода воли Добро и зло Самовоспитание Добродетель Совесть Надежда
Условия совершения нравственного поступка: свобода воли бескорыстие
Критерии нравственного поступка: Добро Гуманность Справедливость Честность
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитанияВо-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Система нравственного воспитания включает в себя: Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Условия реализации духовно-нравственного воспитания в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.
Все начинается с малого Для устранения кризиса нравственности как глобальной проблемы каждый человек должен начать с себя. Необходимо научиться воспитывать в себе моральные ценности.
Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание: Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура) Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.) Эмоциональная отзывчивость Волевые качества Особенности темперамента Состояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способности Педагогическая рефлексия Положительные этические качества (добродетели) Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Технология развития чувства «педагогической любви» 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети. 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами. 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку. 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой). 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку. 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка. 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Проект решения педагогического совета Еплановой Н.Н., заместителю директора по ВР, на Совете обучающихся обсудить требования к внешнему виду обучающихся, разработать памятки и довести до сведения учеников (до15.11); с активом Совета обучающихся разработать и реализовать социальный проект «Завтра в школу в школьной форме» (до 20.05.2012г.); Организовать и провести для классных руководителей консультацию по разработке социальных проектов (09.11.2011г.) Классным руководителям 1-11 классов разработать и реализовать социальный проект по духовно-нравственному воспитанию (в срок до 20.05.2011г. сдать отчёт о проекте) в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.